Давид Балаян
НАШИ «УЧИТЕЛЯ»
По переписи 1979 года в Москве проживало примерно 49 тысяч армян.
В основном это были коренные москвичи и те, кто в силу тех или иных обстоятельств
перебирался на жительство в столицу; прописка здесь была запрещена, и потому
ее, как правило, давали только приглашенным специалистам.
Но Армения была совсем рядом: многие летали туда на субботу-воскресенье повидаться
с родственниками, и у нас у всех было единое гражданство.
Потом в одночасье московские армяне стали диаспорой, причем ниоткуда не эмигрировавшей.
Россия ввела двойное гражданство именно для таких как мы, но тогдашние армянские
власти намеренно лишили нас нашей Родины.
Мы пытались вразумить эту публику, однако общественное мнение республики было
на стороне захвативших власть в Армении антинациональных сил.
Затем началось массовое бегство из Армении, и Москву заполонили мигранты: московская
армянская диаспора разбухла почти в двадцать раз. Из Армении переезжали сюда
целыми организациями, были даже случаи миграции газет!
Потом кое-кто из этой публики решил научить нас тому, как надо любить свою нацию
и быть “ответственным друг за друга”.
Вообще, Армения последнего десятилетия — это уникальная страна, в которой в
ситуацию “бегства” вовлечено огромное большинство населения, оно стало формой
существования. Армению покинула треть ее населения. Не будем обманываться, большинство
— навсегда. И самое страшное в этом процессе — даже не количество. Самое страшное
то, что бегство из страны стало элементом массового сознания, в котором понятия
Родины, родного города или села, отчего дома, могилы предков, родственного или
дружеского окружения утратили свою изначальную ценность, перестали быть сдерживающими
или стимулирующими факторами, обуславливающими принятие того или иного решение.
На этом фоне диссонансом выглядят попытки некоторых московских армян вернуться,
причем со своими структурами: вспомним, хотя бы, Сеника Геворкяна, Левона Ованнесяна,
Аркадия Вартаняна, Шагена Арзуманяна...
И потому крайне анекдотично стремление только что прибежавших сюда учить нас
патриотизму.
В связи с этим необходимо отметить, что независимость Армении принесла нации
много неожиданного. И самое трагическое из этого неожиданного — трансформация
армянского общества, представшего в 1988 году единой и мощной силой, выступившей
под национальными лозунгами и преследовавшей национальные цели.
Причиной этой трансформации стали новые правители страны. Декларируя на митингах
национальные лозунги и цели и придя на волне национального движения к власти,
они, фактически обманув народ, вначале достаточно осторожно, а затем все более
откровенно стали провозглашать абсолютно противоположные, по сути антинациональные
идеи и проводить такую же антинациональную политику.
Эта перемена была столь циничной и неожиданной, что лишь немногие представители
национальной интеллигенции (в основном, не в Армении) сумели распознать измену
и вслух предупредить о грозящей опасности. Общество же в целом, искусственно
погруженное в холод и мрак и стремительно скатывавшееся в бездну нищеты и апатии,
еще долго не могло осознать, что их прежние любимцы, спекулятивно и самовольно
присвоившие себе обязывающее имя “армянское общенациональное движение”, просто
предали и оплевали и движение, и саму нацию и позволяют себе говорить вещи,
прежде немыслимые в устах армянина.
Между тем “пробные шары” Левона Тер-Петросяна в виде отдельных заявлений типа
“национальная идеология — ложная категория” стали постепенно обретать “плоть
и кровь”: расширялся круг идеологов АОД (скрытых и явных), воспитывались молодые
кадры, открывались “научные” центры, газеты с откровенно антиармянской направленностью.
Весь этот процесс ассоциировался с именем президента Левона Тер-Петросяна и
нескольких его сподвижников вроде Ктрича Сардаряна и Ашота Блеяна, однако изначально
было ясно, что эта антиармянская деятельность имеет своего внешнего вдохновителя
и заказчика.
Мы, конечно, можем только предполагать, кто именно выступил в качестве конкретного
заказчика, но разве так важно чье-то имя? На наш взгляд намного важнее то, что
сегодня проповедники идеологии АОД открыто начали действовать (разумеется, не
представляясь в качестве аодовцев) и в московской армянской диаспоре, не без
основания полагаясь на политическую наивность и неискушенность местных армян.
Не случайно Левон Тер-Петросян публично называл нас “бананоедами” (“банан-утогх-айер”)
и ядовито улыбался, когда в Москве армяне чуть ли не целовали ему руки.
Нам теперь надо усвоить еще одну неприятную истину: национальные изменники теперь
рядом с нами и у них очень большой опыт в демагогии.
(Опубликовано в № 123 "Юсисапайла")
Назад/Back |