Трибуна «Юсисапайла»

Гоар Маркосян (Москва) «Размышления об армянском образовании в Диаспоре»

С интересом прочитала все материалы прошедшей в Сочи конференции "Армянская диаспора России: вызовы времени", которые представила газета «Еркрамас» в электронном виде. Спасибо!
Особенно грустно было читать выступления Эммануела Долбакяна и  Михаила Манвелова, касавшиеся проблемы армянского образования в России: эта болезненная тема мне очень хорошо знакома и я по своему опыту знаю, как легко говорить об этом, и как трудно реализовать на практике.
К сожалению, в армянской реальности, особенно в диаспоре, теоретиков намного больше, чем практиков.
  Болор@ тчар асох эн байц воч занг кахох; ворпесзи тчар асох@ наев занг кахи - петк е кадж лини, вор@ ухаки hазвагют еревуйт е hайерис медж, мишт ел нуйнн е ехел, тчар асох@ уриш э,занг кахох@ уриш.
В последнее время стало модным вспоминать про нашу жизнь в Москве в 90-е годы, так что я тоже хочу "высказаться".
Мы, российские армяне,  вышли из СССР грамотными, доброжелательными, была эйфория новой жизни, несмотря на то, что прошел процесс расслоения общества (говоря биологическим языком - образовались подвиды), но все они сосуществовали очень мирно.
  Общее горе - землетрясение в Армении, война в Арцахе - нам объединила.
Приехали в Россию очень много соотечественников из Армении и из Арцаха и вместе с ними много детей.
Мы, московские армяне, приняли их с любовью, с пониманием. Одной из проблем было то, что дети плохо или совсем не знали по-русски, появилась настоятельная необходимость в создании  специальных школ для адаптации детей в русской среде.
Надо сказать, такие школы создавались тогда в Москве и, несмотря на нежелательную тенденцию (как только ребенок освоил русский, он покидает школу), они до сих пор действуют.
  До сих пор часть московских армян говорит: "Встретимся у армянской церкви", а другая часть говорит "Встретимся на армянском кладбище", так и делают, и для очень немногих эта кладбище с церковью, а я всегда говорю «на кладбище» и четко осознаю, что там мы все вместе - и живые и мертвые, представители все поколений московских армян - и могу добавить, что по человеческим и патриотическим качествам, по добру и по злу времена почти не играют особую роль. Крупные катаклизмы в России не могут не влиять на нас, чувствительных и эмоциональных армян, (кстати, тому подтверждение наш соотечественник Сергей Кургинян, когда он выступает по ТВ в программе "Суд времени" в роле советского интеллигента, который пережил все ужасы перестройки; его душевные потрясения в 90-е годы, времена, о которых писала газета "Известия" в статье под названием "Речь идет о похоронах советских интеллигенции). Именно тогда один из видных интеллигентов Агаян Генрих Цатурович писал в своей книге, какие силы могут держать человека (он писал про спортсменов) в вертикальном положении, тогда как вся советская интеллигенция была в горизонтальном положение (многие так и остались так навечно). Хочу от себя добавить, что тогда, в начале 90-ых,   Агаяна Г.Ц. абсолютно не интересовали какие силы приводят человека к горизонтальное положение... И действительно, он помог многим негодяям приобрести  вертикальный вид и сделать себе состояние. Не могу не отметить, что абсолютное большинство наших интеллигентов, в том числе крупных интеллектуалов, хлеб и солью встретили новых дельцов,
(ведь не тайна, что наша нация всегда тянулась к богатым) и, кстати,  когда они получили свое и укрепились, совершенно легко растаптывали бывших кумиров, с которыми, если бы не перестройка, никогда  бы даже не встретились (я имею в виду история с академиком Самвелом Самвеловичем Григоряном).
До сих пор московские армяне спрашивают: «ты из какой общины?».
Уже 25 лет я в Москве и знала только одну общину, она развивалась почкованием и я не виновата, что она так часто меняла свое лицо.
Кстати, у нашего Паруйра Севака есть такие слова, очень похожие:
Я всегда любил только одну женщину,
Я не виноват, что она так часто меняла свое лицо
История почкования нашей общины закончилась тогда, когда появилась организация САР («Союз армян России"). Мы все видели какую борьбу она вела с общинами, как проглатывала всех маленьких и больших, как дошла очередь и до церкви и как грубо и жестоко избавились от Тирана.
Это теперь (кстати, «теперь» - хорошее русское слово, в России жизнь часто стала похожа на сказку) основатели САР успокоились и выглядят как наш Паруйр Севак бы сказал:
Кахамби пес пттел ен, инкн иренц вард ен карцум,
Чка мек@ аси ба гуйнд ур э, hотд ур э?
Многие наши армяне до сих пор  думают, что это новая, сильная община, во  главе которой  такой видный, богатый  человек, Ара Абраамян, а союз армян восприняли как союз всех российских общин. И очень мало людей из московских армян знают, что эта за организация и какие у нее видимые и невидимые далеко идущие задачи...
Я считаю необходимым перед читателем представиться, несмотря на то, что многие меня знают.
  С 1983-1986 я работала в Новосибирском Академгородке, а потом приехала в Москву в ВНИИ Генетика  (многие в научных кругах называли его "Институтом Алиханяна"). Однажды при мне сказали, что "Алиханян - неармянский еврей". Я была потрясена тогда; когда так выражались простые люди, я бы спокойно восприняла, но слышать это от  биологов…
После перестройки все мои подруги и коллеги уехали за рубеж продолжать свою научную карьеру.
 Директор нашего института  Дебабов В.Г. даже передал рекомендательное письмо от себя к одному преуспевающему коллеге, который 5 лет назад переехал в Америку.  Я уже не работала в этом институте, он для меня уже не был директором, и я позволила себе все-таки сказать то, что накипело в душе: "Вы так и не создали ваш идеальный микроб, зато выполнили вашу миссию - были идеальным директорам для евреев". Он слегка улыбнулся...
Я ничего плохого ни хочу говорить про евреев, наверно нету такого образованного армянина, который приехал в Москву и не видел хоть одного из них (у чи кашвел, авелацнум эр мер Олег Суренович Мелик-Саркисов@ -доктор биологических наук, который тоже работал в нашем институте,только тогда,когда Алиханян был еще директором)
От еврейской солидарности страдала вся Россия, в некоторых областях жизни они здорово искривляют общественные зеркала до неузнаваемости: в политике, СМИ, ТВ.
  К сожалению, такое поведение стало заразным для подражания для всех национальных общин. Ведь сила Российской империи, по-моему, еще была в том, что из века в век давала многим инородцам хорошую почву для  реализации своего таланта, а сейчас в России, при нынешнем устройстве общества больше созвездия талантов не видать.
Как бы то ни было, я осталась в стране и через несколько лет ушла из науки.
И захотелось учить  армянскому языку наших детей в Москве - открыть в Южном округе столицы воскресную школу.
Я обратилась в  САР, где была членом комитета образования, с просьбой  оказать мне соответствующую  поддержку. Их тогдашний вице-президент - он был председателем русской общины в Ереване, и некоторое время проработал в САР-е - очень хорошо принял меня и радостно сказал: "Почему только в одном районе города Москвы, я поговорю с нашим руководством и с  министром образования, чтобы нам иметь воскресные школы во всех 10 округах Москвы».
Через некоторое время я узнаю, что этот вице-президент уволился, а мне официально заявили: "наша организация не преследует такой цели - создавать армянские школы, мы можем иногда им оказывать посильную помощь".
Я осталась одна, и мне очень помог своими советами Айрапетян Вардгес, основатель ныне действующий армянской школы. Я обратилась к родителям, собрала все документы ...и тут грянула трагедия Нордоста.
Я очень хорошо сознавала всю ответственность и опасность в теперешней России открытие таких школ в стране, где северный климат, где быстро темнеет и где возможно все, что угодно.
Мне позвонила директор школы и сказала: "Приходите к нам, нам разрешили в нашей школе иметь свой профиль, и мы выбрали "Язык и культура Армении". Тогда я надеялась, что разрешат  потом открыть несколько таких классов для армянских детей из других ближайших школ.
Я пригласила к себе домой родителей и все они  оказались учительницами английского языка. Я спросила их, скажите честно, вы рады, что ваши дети будут знать родной язык.
И знаете, что они ответили?
«Наши, дети еле успевают по русскому, они дополнительно занимаются по  английскому, посещают спортивный кружок, у них нет свободного времени».
Значит, если наших образованных родителей устраивает, чтобы их ребенок разговаривал по-армянски на бытовом уровне или на  простом деревенском диалекте своих предков, что тогда говорить о тех малообразованных родителях, которые живут ы чужих квартирах и деньги для них все…!
Я считаю, что Министр диаспоры Армении должна перед собой поставить главную цель: пропагандировать  важность и значение знания родного языка, учить читать и писать всех  армянских детей любыми способами, например:
-- создавать ДИСТАНЦИОННЫЕ школы (с использованием знаний старшего поколения);
-- распространять в диаспорах через церковь, общины буквари, детскую литературу, кассеты;
--создавать ЛЕТНИЕ школы (используя знания учителей армянского языка). Летом многие дети приезжают в Армению на каникулы и в местных школах можно их учить (даже платно);
--создавать ЧАСТНЫЕ курсы в  общинах (платные услуги) и иметь картотеку проверенных студентов, проверенных людей - преподавателей армянского языка, обеспечить им книгами, кассетами;
-- создавать свою эмблему, в конце учебы вручать соответствующие аттестаты, дипломы, иметь которые будет престижно!
Хочу сказать самое главное; в диаспорах есть хорошие школы для армянских детей, но они не имеют массовый характер. Министерство Диаспоры должно работать и не только фотографироваться с несколькими улыбающимися людьми... таких везде можно найти.
Мною уважаемая Акопян Грануш (полное имя моей бабушки), я более, чем уверена, что вы сможете выполнять  для нашей нации  такую миссию и заодно дать шанс многим зарабатывать.


 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz