Вальтер Манус

ПЯТЬ МИФОНОВЕЛЛ ОБ АРМЕНИИ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Мы уже писали о создании в Москве группой интеллигенции международного Ордена Святого Гайка (ОСГ) для реализации Программы ЮНЕСКО по сохранению мирового нематериального культурного наследия по древней истории человечества, и в частности наследия народов верхней северной Месопотамии. В их число входит современная и древняя Армения в части ее истории науки, археоастрономии, археохронологии и т.д., включая свою хронологию 4503 летия армянской эры от начала ее независимости от Ассирии. Победы ее родоначальника и вождя Гайка над ассирийским царем Бэлом. Мы приводим, как обоснование инициативы ОСГ проект о двойной датировки эр для государств, имеющих развитую цивилизацию до введения христианской или какой либо другой эры, указание первым числом даты (года) европейское летоисчисление (нпример 2010 г.) а второй датой обозначая собственное летоисчисление, идентифицируя тем самым самосознание истории развития своей собственной цивизации конкретного народа, если таковая дата реальная или условно-мифическая имеется.
Для Армении такой датой начала эры от Гайка, может быть дата текущего 2010 года плюс, дата национальной эры, т.е., например, как дата 2010/4503 гг. Вторая дата принята с учетом всей доступной мифической, культурологической, научной и.т.д. основой народной традиции. Это касается и Египта, и Индии, и Китая, и Ирака, и Ирана, и Израиля, и России т.д., т.е. для тех стран, культурно-национальная автономия, которых имеет собственную традиционную основу ее принятия. В связи с этим мы приводим выдержки из Всемирной Конвенции ООН (ЮНЕСКО) об охране нематериального культурного наследия.

Конвенция об охране нематериального культурного наследия
Место принятия: Париж, 2003 г.
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, именуемая ниже ЮНЕСКО, собравшаяся в Париже с 29 сентября по 17 октября 2003 г. на свою тридцать вторую сессию…
принимая во внимание важное значение нематериального культурного наследия в качестве фактора обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития, что подчеркивается в Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора 1989 г., во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. и в Стамбульской декларации 2002 г., принятой на Третьей встрече за круглым столом министров культуры…
учитывая тесную взаимозависимость между нематериальным культурным наследием и материальным культурным и природным наследием…
сознавая всеобщее стремление обеспечить охрану нематериального культурного наследия человечества и испытываемую в связи с этим общую озабоченность…
признавая, что сообщества, в частности коренные сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица играют важную роль в создании, охране, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия, обогащая тем самым культурное разнообразие и способствуя творчеству человека…
отмечая большое значение деятельности ЮНЕСКО по разработке нормативных актов, направленных на защиту культурного наследия, в частности Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.…
учитывая необходимость более глубокого осознания, особенно среди молодых поколений, важности нематериального культурного наследия и его охраны,
напоминая о программах ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию, в частности провозглашении шедевров устного и нематериального наследия человечества…
принимая во внимание неоценимую роль нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению, обменам и взаимопониманию между людьми, принимает семнадцатого октября 2003 г. настоящую Конвенцию.
Статья 1. Цели Конвенции. Целями настоящей Конвенции являются: a) охрана нематериального культурного наследия; b) уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц; c) привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания; d) международное сотрудничество и помощь…
Статья 2. Определения
Для целей настоящей Конвенции
1. "Нематериальное культурное наследие" означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.
Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.
2. "Нематериальное культурное наследие", как оно определено в пункте 1 выше, проявляется, в частности, в следующих областях: a) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; b) исполнительские искусства; c) обычаи, обряды, празднества; d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; e) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами….
Мифы об Армении являются одним из авргументов народа в обосновании своего мировоззрения и самоидентификации нации. Мы приводим пять новелл об Армении основанных и частично переработанных на работах С.Какосяна, как фактора культурной традиции армянского населения, а не как научного доказательства, дефицит которого даже в регулярной исторической науки всегда недостаточно.

Вальтер Манус
Композиция к 4500 летию Армении по мотивам Араратских Мифов С. Какосяна в переводе на русский язык Э.Татевосян
Берлин – Москва, 4503/2010.

ПЕРВАЯ НОВЕЛЛА
ТАИНСТВО ТВОРЕНИЯ


Изначально был Ар. И Ара – Арарич (Творец, Род Небесный). Ара не имеет начала и абсолютен Он.
И вне времени сотворил Он Мир. Потому и Мир не имеет начала и так же абсолютен.
Арарич – один, а Богов – множество. И многобожественен сотворенный Родом Небесным Мир.
И каждый Бог – дитя Ара, каждый Бог – лучезарный Дух, каждый Бог – космическая Сила, каждый Бог –бессмертная Мощь. И эти Боги утверждали волю Ара во всем Мире, управляли каждым движением, отношением, ощущением, волей, мыслью и любовью. И Анаит была Матерью Богов. Матерью – вожделенной тайной творения, целым миром плодоношения, восхвалением милосердия, литургией надежды, мелодией любви, тайником тоски, ароматом счастья. Анаит рождала детей для Ара – бессмертных Богов – и своей материнской теплотой питала и голубила их.
Абсолютен был Ара, и совершенны были Его Дети. Совершенен был и Ваагн. Но неспокойным совершенством был он – огненным юношей, самым грозным сыном Ара, самым сильным Богом Мира. Ваагн в беспредельном мироздании – космическая сила, среди всех Солнц – огонь опаляющий, среди звезд – источник света, среди всех духов – самый величавый, среди Богов – Бог Мощи. И рождение его ознаменовалось весьма сильным космическим сотрясением. И возликовали Боги при виде Ваагна. Астхик запечатлела поцелуй любви на его лбу и привязала к его руке сплетенный из звезд Крест Войны, чтобы несокрушимой была мощь Ваагна. Умелец Тир открыл Ваагну тайну созидания, чтобы стоял он на его страже. А испускающий свет Мигр /Митра/ подарил Ваагну булаву, выкованную из тысячи и одного солнца. Очень полюбилась Ваагну игра с булавой. Ни один из Богов не мог соперничать с ним в метании булавы. Ваагн бросал булаву и затем находил ее на далеких планетах. И однажды, метнув булаву, как обычно отправился искать ее.
На многих планетах побывал Ваагн, пока добрался до планеты Земля. И там нашел свою булаву, наполовину увязнувшую в земле. И прямо на глазах Ваагна булава, не отрываясь от земли, увеличилась в размерах и заняла обширную возвышенную территорию. Затем покрылась густой зеленью, из которой зубья булавы блестели, как голые скалы, обращенные к небу. Красивое то было зрелище. И восхищенный Ваагн долго не мог оторвать от него глаз. Затем обратился к Земле: – Ты своей мощью не могла бы удержать булаву всемогущего Бога на своей груди, как украшение. И ответила Земля: – О, всемогущий Ваагн, выше тебя только Ара – Прародитель твой и мой. По воле Ара эта булава вонзилась мне в грудь, чтобы я, питаясь мощью тысячи и одного солнца, рождала божественные блага, и чтобы бессмертные Боги наслаждались ими.
Понравился Ваагну ответ Земли и призвал он всех Богов. Боги удивились и обратились к мудрому Тиру, чтобы он объяснил это явление. И сказал прозорливый Тир:
– Все это свершилось по воле Ара. Отец-Ара сотворит нового Бога. И Мать Анаит родит этого Бога именно здесь, на Земле. Это будет Земной Айг – первый Земной Бог. И это место станет колыбелью Земного Бога – Араратом.
И Боги решили украсить будущую колыбель, придать ей вид, достойный Богов. Тир своими искусными пальцами вылепил горные хребты на севере и на юге, чтобы защитить новорожденного Бога от ветров, дующих из степей. Царица вод Цовинар на западной и на восточной границах колыбели создала моря, а саму колыбель украсила озерами и реками. Ваагн в небе, прямо над колыбелью, зажег Солнце, чтобы оно всегда светло и в колыбели было бы тепло. Любвеобильная Астхик, рассыпала цветы и розы, и напоила воздух благоуханием, наполнила птичьим щебетанием и развела различных животных, чтобы новорожденный Бог жил в Арарате, как подобает Богу.
А Бог правосудия Мигр прямо посреди колыбели вырастил Животворное Дерево, чтобы нежным шелестом листьев оно всегда напоминало новому Богу о божественном животворном завете. Создали Боги колыбель Земного Бога и сами восхитились ею. Такой чудесной и красивой получилась эта колыбель, что даже сам Ара и Богоматерь Анаит не остались равнодушными к ее красоте, и они иногда спускались, чтобы погулять там. Боги часто наведывались на Землю. Они поднимались на двуглавый Масис, откуда был виден весь Арарат, и развлекались там. А умелец Тир на вершине горы Арагац воздвиг роскошный трон, на котором иногда восседал Отец Ара. Боги являлись к нему, получали отеческое благословение и опять улетали на Масис, чтобы продолжать свои игры.

ВТОРАЯ НОВЕЛЛА
СВЕТ И ТЬМЫ


Боги управляли Вселенной. Каждый делал свое дело. Затем все собирались на Земле, в Арарате – для забав, для божественных утех, приправленных виноградным вином. В этих пирах принимал участие и их Земной брат – Арий. Резвым и веселым был Арий. Он любил Богов, и Боги любили его. Забавны были охмелённые Боги. И однажды малыш Арий решил подшутить над ними. Он направил лучи солнца в глаза охмелённых Богов. Они пробовали защититься от солнечных лучей, а Арий весело смеялся. Когда Боги отрезвели, они присоединились к затеянной Арием игре. Один лишь Вишап досадовал. Хотя и был он Богом, но слаб, был глазами. Он рассердился на Солнце, но еще больше – на Ария, что осмелился смеяться над Бессмертными Богами. Ведь Боги зажигали свет Солнца, а Арий жил благодаря его животворному теплу. Сильно охмелел Вишап и померк его рассудок, и только страсть и ярость владели этим грозным Богом. Он бешено накинулся на Ария, готовый растерзать его. Удивился Арий, что его невинная шутка смогла так разъярить Вишапа. Но, увидев, что Вишап и вправду может растерзать его, напряг все силы, чтоб защититься. Вишап нападал, шипя и брызгая ядовитой слюной. И Арий защищался всей силой своих мощных кулаков. Ведь был он Богом, хотя и Земным. Боролись Бессмертный Бог и Земной Бог.
Могуч был Вишап, и в злобе он нещадно портил деревья Арарата, топтал животных и убивал птиц.
Вмешался Мигр, сделал попытку прекратить стычку и примирить их. Но Вишап со всей своей силой оттолкнул его. Вмешательство других Богов также не дало результата. Вишап уже побеждал Ария. Ведь Вишап был Бессмертным Богом, а Арий – хотя и Богом, но смертным, и в силе уступал Вишапу. И понял Мигр, что его правосудие утвердится только мощью Ваагна. В то время Ваагн гулял в далеких космических садах с прекрасной Астхик. В блаженстве пребывал Ваагн и не знал, что происходит на Земле. Мигр нашел Ваагна и обратился к нему:
– О Ваагн, Вишап губит Арарат и собирается убить нашего брата Ария, спеши на помощь.
Очнулся Ваагн и поспешил на Землю. Он встал против взбешенного Вишапа:
– Остановись, Вишап, отрезвись, сдержи свою злобу. Ты немилосердно бьешь своего брата, разрушаешь и оскверняешь Арарат. Вишап гневно прошипел:
– Я ненавижу этого Земного Бога. Он лишен совершенства, но садится за стол с Бессмертными Богами. Несовершенный не может быть братом совершенного. Я убью его.
Рассердился Ваагн: – Арий брат мне, и он совершенен, как Земной Бог. И по воле Отца Ара я защищу его. И стали биться два Бога.
Прямо в Арарате произошла эта грандиозная битва между Ваагном и Вишапом. От их ударов содрогалась Земля, и эхом отзывалась бездонность мироздания. Долго бились они. Боги с ужасом следили за их поединком. Только Отец Ара спокойно смотрел сверху, обдумывая свое решение. Наконец Вишап стал отступать и Ваагн победил. Но Ара призвал соперников к себе и запретил им в дальнейшем встречаться, чтобы их единоборство не продолжалось вечно. И Ара назначил Ваагна властелином Света, а Вишапа – властелином Тьмы.
Вишап больше не появлялся в Арарате, поскольку там был Ваагн, и там было Светло. Но возненавидел он Ваагна, возненавидел Солнце и Ария. Иногда спускался он с Неба на Землю, прятался в степных песках и злобно шипел в сторону Арарата.

ТРЕТЬЯ НОВЕЛЛА ОБ АРМЕНИИ
РОЖДЕНИЕ АРИЯ


Однажды Богоматерь Анаит гуляла по Арарату. Солнце уже зашло за горы и собирало свои лучи.
Один маленький лучик не спешил покинуть Арарат. Играя с цветами, он не заметил захода Солнца и забыл, что наступило время сна. Внезапно Солнце снова поднялось из-за гор и начало бегать по небу в поисках своего лучика. Нашло его, обняло и стало целовать с неутолимой нежностью, проливая счастливые слезы. Богоматерь Анаит увидела это и загрустила, затосковала.
Пошла к Ара. – Что случилось, Мать Богов? – спросил Ара.
И Анаит ответила: – О, Великий Творец, я счастлива, что являюсь Матерью Бессмертных Богов, что мои дети – властелины вселенной, что они вечны и всемогущи. Все совершенно. Но мое материнство – нет.ь – Чего не достает твоему материнству? – спросил Ара.
– Страдания, – сказала Анаит, – да, страдания. Что за материнство без страдания, без боли?
– Чего же ты желаешь? – Я хочу истинного материнства, хочу испытать родовые муки, хочу с болью родить, хочу лелеять сына с сердечной тоской, жаждать, мечтать, мысленно терять, искать, оплакивать, дрожать от испуга и затем находить, прижимать к груди, лить счастливые слезы на волосы ребенка и улыбаться, улыбаться... Я хочу родить Земного Бога, чтобы он всегда жил на Земле и всегда нуждался в материнской заботе.
Улыбнулся Отец Ара и сказал: – Твое желание приятно мне. Я сотворю Земного Бога. Он всегда будет жить на Земле, и нуждаться в материнском попечении. Но знай, что он не будет бессмертным. У него будут дети, внуки. И материнство будет заветом земной жизни. И ты сама наделишь всех матерей божественным даром материнства – способностью в страданиях быть счастливой. И Ара собрал из всех болей мира одну гроздь, из всех любовей – букет, из всех волнений – пригоршню, из снов – самые тревожные, собрал море иллюзий и из всего этого сотворил Материнство Анаит. И в муках, в страданиях родила Анаит на Земле в созданной Богами Колыбели прекрасного ребенка – сильного и здорового, солнцеликого, светозарного. Отец Ара обнял малыша, залюбовался им и сказал:
– Этот мой ребенок – первое мое творение на Земле как Айг. И пусть он носит мое имя, как сын Ара, и называется Арием. Пусть Айг Арий живет в Арарате вместе с Бессмертными Богами как Земной Бог. Но он не будет бессмертен как Боги. Он своей жизнью будет утверждать время, поскольку время – это ожидание. Арий всегда будет ждать и, в вечном ожидании, состарится и умрет. Но смерть не будет концом. Его бесконечность – в единстве жизни и смерти. Он умрет, но снова родится на свет – во внуке своего внука. Так, непрерывно умирая и рождаясь, он будет бессмертным, как и все его потомство.
Рос Арий в буйном разноцветье Арарата, купался в прозрачных озерах и быстрых горных реках, взбирался на устремленные в небо горы Арарата, играл с орлами. И отдыхал в тени Животворного Дерева, и Животворное Дерево нежным шелестом своих листьев сообщало ему божественные истины. И поскольку Арий был не так могуч, как его братья – Бессмертные Боги. Мать Анаит постоянно следила за ним, и когда он спал, и когда бодрствовал. Не отрывала от него глаз, когда он плавал или взбирался на кручи, и всячески лелеяла его. По ночам прикрывала его своей божественной пелериной, чтобы не простыл, пела колыбельные и насылала приятные сны. Боги любили Ария, с удовольствием играли с ним и покровительствовали ему. И рос Арий здоровым, сильным, жизнелюбивым и шаловливым.

ЧЕТВЕРТАЯ НОВЕЛЛА ОБ АРМЕНИИ
ВРЕМЯ НАВАСАРДА

С южных границ Арарата прискакал в Вечный Город гонец с недоброй вестью:
– О, царь Ариев, знай, что Титан Бэл идет на Арарат со своими храбрецами-великанами. Айк вооружился, взял меч-молнию, оседлал своего огненного коня и выехал на поле боя.
– О, Арии, Земные Боги, Титан Бэл идет на нас с несметным войском. Я со своим мечом-молнией выхожу против Бэла. Кто желает разделить со мной упоение победы, пусть присоединится ко мне.
И со всех сторон собрались Арии. Земледелец оставил свое поле, каменщик – свой молоток, кузнец – свой горн, подросток забыл про свои игры, старец – про свои четки. Пришли тысячи, кто пешком, а кто на коне, кто с мечом, а кто с копьем, кто с вилами, а кто с рогатиной. Посмотрел Айк на это море добровольцев и сказал:
– О, арийские храбрецы, ваша преданность достойна восхваления, сила вашего духа достойна прославления. Но я не могу поставить под оружие весь Арарат. Ведь не смертельная же опасность нависла над Араратом, чтобы мы отдали нашу последнюю кровь. Если земледелец оторвется от земли, кто даст нам хлеба, если кузнец оставит свой горн, кто выкует нам меч и плуг, если старец уйдет на поле битвы, кто передаст внукам опыт предков? Я иду не на самопожертвование, я иду, чтобы увенчать свой меч победой. Пусть со мной идут лишь сильнейшие из сильнейших. Решение Айка одобрили и старейшины Рода. Но кому отдать предпочтение? Кто же не считает себя сильнейшим?
Задумался Айк, как осуществить выбор, уединился. Он поднялся на гору Арагац. На вершине Арагаца зажег большой костер, принес жертву и воззвал:
– О, Отец мой, Ара, о Всемогущий Ваагн, помогите мне среди Земных Богов выбрать самых могучих, но так, чтобы не обидеть других.
И Ваагн явился Айку и сказал:
– О, предводитель Арменов, я хвалю твое мудрое решение. Ты должен одолеть врага не количеством, а силой духа. И чтобы ты не оказался несправедливым при выборе храбрецов, пусть они сами в состязаниях выберут сильнейших. Пусть соревнуются в силе, ловкости, сметливости, и я освящу мечи победителей и украшу их руки Крестом-Войны.
И Ваагн дал Айку большой факел, в пламени которого было благословение Ара. Айк с факелом в руке спустился с Арагаца и направился в Вечный Город Эреван. Айк с факелом, освященным благословлением Ара, стал на площади, где добровольцы с нетерпением ожидали его решения, и сказал:
– О, храбрые Арии, с благословлением Всемогущего Ваагна начинаем игру-соревнование Навасард. Вы все должны принять участие в соревнованиях и показать свою силу. Победители будут освящены Ваагном, который украсит их левую руку Крестом-Войны. А принесенный с Арагаца этот факел, где горит божественный огонь, пусть пылает над головами соревнующихся храбрецов, как таинство благословления Отца Ара.
И начался праздник-соревнование в Вечном Городе. Добровольцы стремились показать свою силу и удальство в самых различных играх и соревнованиях. Тысячи Ариев, собравшихся со всех концов Арарата, наблюдали за их состязаниями. Гусаны слагали оды в честь Ваагна, молодые женщины и девушки своими песнями и танцами воодушевляли соревнующихся, а храбрецы, стремясь получить благословление Ваагна, напрягали свои силы, чтобы победить. И, казалось, все забыли о Бэле и его бессчетном войске, идущем на Арарат. Пошла весть до Бэла, что Арии празднуют Большой Навасард, что в Эреване проводятся соревнования, сопровождающиеся песнями и танцами. Испугался Бэл:
– Я со своим бесчисленным войском иду, чтобы разрушить Арарат, а эти Боги устраивают праздник?¦. Испугались и Титаны-великаны, даже посоветовали Бэлу примириться с Арменами и с миром вернуться домой. Но Бэл отказался:
– Разве я со своим несметным войском пришел, чтобы заключить мир? Ведь Арии высмеют меня.
А в Вечном Городе Арарата Навасардские Игры закончились незадолго до захода Солнца. Победившие выстроились у стен Собора, усталые, но гордые своей победой и счастливые, что стали избранниками Ваагна. А Ваагн освятил мечи победителей и с помощью солнечных лучей выклеймил на их левых руках Крест-Войны. Народ славил своих победивших храбрецов и благословлял на победу. И немногочисленная дружина Айка, освященная Мощью Ваагна, двинулась на юг – против Бэла. С дружиной отправились также два божественных аралеза. Их провожали родные поля и гордые горы, их благословляло родное небо...
Победу! – молились матери и девы... Победу! – пели дети... Победу! – звонили колокола...
Может ли выстоять враг перед этой обобщенной волей?

ПЯТАЯ НОВЕЛЛА ОБ АРМЕНИИ
ЭРА ГАЙКА

Айк со своим немногочисленным войском дошел до соленого озера Ван. Затем продвинулся вперед, достиг равнины, лежащей между высокими горами и занял позицию на возвышенном правом берегу реки, откуда ясно виднелся лагерь Бэла. Звезды на небе можно было сосчитать, титанских воинов – нет.
Айк собрал своих воинов и сказал:
– Мои храбрецы, если мы на своей земле потерпим поражение от Чариев и станем их рабами, позор нам. Правда, Бэл собрал несметное войско, правда, сам Вишап благословил его, но ведь сила самой Матери-Земли бьется в наших сердцах, но ведь бессмертные души предков стоят за нашей спиной, ведь с нами отеческое благословение Ара, Мощь Ваагна, над нами наше Солнце. Никакой враг не может устоять перед этой мощью.
Айк поискал глазами Бэла и увидел стоящую на холме, довольно далеко от войска, группу великанов, в которой он различил Бэла – в железном шлеме с царским отличительным знаком, с медным панцирем, защищающим грудь и спину, с защитными наколенниками и нарукавниками, с висящим на поясе дугообразным мечом. В правой руке Бэл держал огромное копье, а в левой - щит. Айк могучим голосом крикнул:
– Эй, Титан Бэл, ты осмелился посягнуть на нашу землю! Убирайся со своим войском подобру- поздоровому, пока я не вынул меч из ножен!
Засмеялся Бэл и сказал:
– О, царь Земных Богов, не пойму, может, ты выехал на охоту с кучкой охотников, а может, с группой миротворцев приехал, чтобы вымолить у меня согласие на мир?
Высокомерие Бэла рассердило Айка:
– Титан Бэл, мое войско немногочисленно, но это войско Богов. А Боги слово Мир – высекают острием меча.
Сказал, вынул из ножен меч-молнию и призвал Ваагна. И, как бешенная горная река, войско Айка врезалось в армию Бэла. И началась грандиозная схватка. Дрожала земля от топота ног великанов, и каждый из них стремился вызвать ужас и содрогание в сердце противника. Сраженные мечами, падали на землю Титаны и Арии. Что касается Титанов – вместо одного сраженного воина вступали в схватку десять новых. Что касается Ариев – двое аралезов лизали каждого упавшего, оживляли его, и он с удесятеренной силой бросался в бой. Вишап покровительствовал Титанам, Ваагн управлял действиями Земных Богов и зажигал огонь в их глазах. Айк косил Титанов своим мечом-молнией. Тысячу воинов убивало одно острие, тысячу – другое острие, тысяча погибала от излучения меча. И Титаны в ужасе убегали от Айка.
Наконец, Айк встал перед Бэлом и сказал:
– Эй, коварный царь Титанов, своих воинов ты предал мечам Земных Богов, а сам спрятался за их спинами? Вынь свой меч и давай сразимся! Ужаснулся Бэл, услышав слова Айка, и с заискивающей улыбкой сказал:
– О, царь Ариев, наимогучий из Земных Богов, умерь свой гнев и вложи свой меч в ножны. Зайди в мою палатку, попируем, отдохнем, затем, если такова воля твоя и твоих Богов, сразимся. – Нет, – отказался Айк, – вынутый из ножен меч не вложить обратно в ножны!
И начался поединок между Земным Богом Айком и Титаном Бэлом. И снова дрожала земля под их ногами, искры от ударов мечей разлетались вокруг и поднимались до самого Солнца и, казалось, даже воздух становился гуще от их богатырских криков. Долго они бились, но никто не мог победить.
Айк с легкостью предупреждал удары Бэла. Могучие удары Айка повергали Бэла оземь, но он снова вставал и продолжал сражаться. Удивлялся Айк, почему меч-молния не может сразить Бэла, как будто он заколдован.
Они сражались до темна. С наступлением ночи войска разъединились, отошли на отдых, чтобы утром продолжить бой. Воины двух лагерей спали. Бодрствовали лишь Бэл и Айк. Первый приносил жертвы Богу Вишапу и просил сохранить свою неуязвимость. Второй приносил жертвы Богу Ваагну и вопрошал:
– О, Всемогущий Ваагн, скажи, чем заколдован Бэл, почему мой меч не может поразить его? И Ваагн
ответил:
– О, достойнейший потомок Земного Бога Ария, Бэл не заколдован, твой меч заколдован. По воле Отца Ара твой меч-молния теряет свою силу против твоей крови, а у Бэла твоя кровь. Бэла ты сможешь убить только стрелой-молнией.
И Ваагн дал Айку стрелу-молнию. Утром, с первыми лучами солнца, сражение возобновилось. На этот раз Бэл, уже зная силу Айка, спрятался в еще более многочисленной группе богатырей. Айк, повергая Титанов налево и направо, приблизился к Бэлу. До конца натянул тетиву своего могучего лука и пустил прямо в грудь Бэла стрелу-молнию, которая навылет пробила цель и вонзилась в землю.
Чванливый Бэл, как глиняный колосс упал и испустил дух. Воины Бэла при виде смерти своего царя в панике начали разбегаться. Айк обратился к ним:
– Слушайте меня, Титаны! Отец Ара дал земли и Земным Богам, и Титанам. Живите с миром на своей земле. Но если вам взбредет в голову снова с мечом пойти на Арарат, вспомните смерть своего царя и поберегите себя!
Возвращающихся с победой воинов Айка всюду встречали с большими почестями, славили их песнями и радовали танцами. И после этого мужчины стали мечтать стать воинами Айка. Каждый год устраивались боевые игры Навасарда, и многие-многие принимали в них участие, в надежде, в случае победы удостоиться освящения Ваагна и стать воином Айка. И каждая женщина мечтала стать матерью воина Айка. А Айк женился на красавице Нанэ, и у них было много детей. И в честь каждого родившегося ребенка Айк сажал дерево. Следуя примеру Айка, Арии стали сажать деревья в честь своих новорожденных. И произошло это 45 веков назад, 1 Навасарда, 1 года эры Гайка, 4503 г.

P.S. Использованы источники автора: В.Манус "Хронология верхней Месопотамии: 4500 лет страны Хайаси-Аззи", 2010, рукопись, "История древних Ариев", газета "Ноев Ковчег", 2008. "От Гайканской (арийско-армянской) до христианской эры", газета "Ноев ковчег" , 2009. "4502 год Армении" и "4503 год Армении", сайт "Русский клуб", 2009-2010 гг.


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz