О традициях российского движения Милосердия

ИМПЕРАТОРСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ ОБЩЕСТВО (ИЧО) было основано указом императора Александра I от 16 мая 1802 г. под именем Благодетельного общества, в 1814 г. переименовано и с 1816 г. введено в систему государственных учреждений. В ведении общества состояли: Комиссия по регистрации бедных С.-Петербурга, приюты, богадельни, гимназии, Институт для слепых, ремесленной и торговой школы, столовые и убежища. В царствование Александра I в гимназиях ИЧО преподавали инструментальную музыку и пение, устраивали благотворительные концерты с участием выдающихся музыкантов Императорских театров в пользу бедных, "стыдящихся просить милостыню". Был установлен мундир для служащих: темно-зеленый с фиолетовым бархатным воротником и обшлагами с серебряным шитьем по рисунку Министерства внутренних дел – колосья и васильки. Мундиры имели поощрительно-наградное значение. Главным попечителем и председателем общества был С.-Петербургский митрополит. Текст рескрипта императора Александра I от 1802 г. о создании Императорского человеколюбивого общества. Из юбилейного издания, посвященного 100-летию Общества. 1902 г.:
«Высочайший Его Императорского Величества Государя Императора Александра Павловича рескрипт, данный в 16-й день мая 1802 года на имя Камергера Витовтова.
Обыкновенное подаяние нищим, умножая только число оных, не упокоит старца, отягощенного летами, не возвратит здоровья юноше, увядающему на заре дней своих, не избавит от смерти или порока младенца, долженствующего быть подпорою отечества. Не редко также наглый тунеядец похищает от руки благодетельной то, что назначено было отцу семейства, томящемуся на одре смерти и отчаяния. Из сего следует, что расстроенным быть наружным и весьма часто обманчивым видом нищеты и убожества, не есть еще благодеяние. Надлежит искать несчастных в самом жилище их – в сей обители плача и страдания. Ласковым обращением, спасательными советами словом всеми нравственными и физическими способами стараться облегчить судьбу их; вот в чем состоит истинное благодеяние!
Возможность произвести в действие столь богоугодное дело доказывается самим опытом у многих просвещенных народов, а особливо в Гамбурге, где около пятнадцати лет, как общество миролюбивых и добродетельных граждан, без всякой личной корысти и воздаяния, исполняет, к утешению страждущего человечества, сей священный долг помогать ближнему самым действительным и полезным образом. Желая последовать столь благому примеру назначу Я трех человек, таковыми тремя членами Высочайше назначены Министр Коммерции Граф Румянцев, Надворный Советник Щербаков, и иностранный купец Фандер Флит, которые единогласно выберут четвертого, четыре – пятого, пять – шестого, шесть – седьмого, семь – восьмого, восемь – девятого, а сии девять членов по большинству голосов дополнят число до 17. Сим 17 членам представите вы план ваш на рассмотрение, удобно ли и каким образом произвести оный в действие.
Но чтобы показать как близки к сердцу Моему несчастные жертвы ожесточенного рока, беру под особливое и непосредственное покровительство Свое, как вновь учрежденное в здешней столице благодетельное общество, так и все другие, которые без сомнения, по примеру оного, размножатся между народом, толи для Меня любезными, на которого природа излияла все земли, свои сокровища и одарила всеми добродетелями и особливо сим небесным вдохновением помогать ближнему. Вообще же сею честию Государственного благодеяния препоручаю заняться вам и из оной непосредственно Мне докладывать».

В задачи ИЧО входило учреждение заведений: 1) для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных; 2) для воспитания сирот и детей бедных родителей; 3) для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая обработанные ими изделия и сбывая оные в их пользу. Учреждая новое благотворительное общество, Александр I подчеркнул, что вдохновлялся опытом западноевропейских стран, в первую очередь Германии, и готов покровительствовать не только ему, но и всем другим, «которые по его примеру размножатся». Для сравнения приведу следующие данные:
Российское общество Красного Креста
В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции и тогда же под покровительством императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II, было создано Общество попечения о раненых и больных воинах. В 1879 г. оно получило название – Российское общество Красного Креста (РОКК). К концу ХIХ в. РОКК представляло собой разветвленную структуру с широкой сетью местных учреждений при губернских и уездных городах. В ведении РОКК находилось большинство Общин сестер милосердия. В 1880-1917 гг. РОКК возглавляла императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. В годы войны РОКК брало на себя организацию госпиталей на фронтах и в тылу, подготовку санитарного персонала, сборы пожертвований в пользу раненых воинов. В мирное время учреждения РОКК осуществляли попечение о военных инвалидах и семьях погибших воинов, помогали гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий, голода и эпидемий. Источниками финансирования РОКК являлись пожертвования частных лиц, проценты с ценных бумаг и различные сборы – за почтово-телеграфные услуги, заграничные паспорта, железнодорожные билеты.
Общины сестер милосердия
Первой российской общиной сестер милосердия принято считать Свято-Троицкую общину, созданную в 1844г. по примеру католических общин по инициативе великой княжны Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской. В дальнейшем движение сестричества приняло в основном светский характер. Среди создателей и попечителей общин были жены, сестры и дочери российских императоров, представители виднейших российских родов. С образованием Российского общества Красного Креста (РОКК) большинство общин перешло под его ведение. Перед общинами был поставлен вопрос о подготовке сестер милосердия, способных оказывать помощь участникам боевых действий, в том числе на театре военных действий. В мирное время сестры работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Некоторые общины имели собственные лечебные и благотворительные заведения. Организованные при общинах курсы сестер способствовали становлению в России системы подготовки медицинских кадров. К началу ХХ в. общины сестер милосердия работали почти в каждом губернском городе.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки православных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…». Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Синий крест – Общество попечения о бедных и больных детях (ссылка упоминается в статьях): «Благотворительное общество призрения интеллигентных тружениц, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Городские попечительства о бедных» и множество других.
В составе московского отделения Человеколюбивого общества действовала на автономных началах благотворительная организация, именуемая Обществом поощрения трудолюбия. Оно было создано по инициативе одной из подвижниц русской благотворительности Александры Николаевны Стрекаловой. Этой сердобольной и деятельной женщине Москва обязана созданием нескольких благотворительных учреждений. В 1861 году она основала Общество распространения полезных книг, которое поставило перед собой просветительские цели. Вместе с профессором Московского университета М. Н. Капустиным Александра Николаевна организовала издательство для выпуска дешевых книг: исторических рассказов, очерков, описания путешествий, книг по народному и юридическому образованию. При участии А. Н. Стрекаловой в Москве была создана Комиссия публичных и народных чтений. В 1863 г. А.Н. Стрекалова воодушевляется на создание нового благотворительного общества по оказанию трудовой помощи женщинам. Оно было названо Обществом поощрения трудолюбия. На первых порах учредители общества ставили перед собой цель – организацию труда женщин на дому с реализацией готовой продукции через магазин общества. В последующем благотворительная деятельность общества заметно расширилась и приобрела более упорядоченный характер: стали создаваться швейные мастерские, а при них школы кройки и шитья, то есть своеобразные дома трудолюбия.
Во время русско-турецкой войны, в 1877 г, А. Н. Стрекалова устроила приют для детей убитых воинов. В 1893 г. Стрекалова учредила благотворительное общество «Московский муравейник», целью которого было оказание помощи беднейшим женщинам путем предоставления им работы. Наконец, незадолго перед своей кончиной она организовала последнее в своей жизни общество, названное «обществом исправительно-воспитательных приютов». Кстати, А. Н. Стрекаловой принадлежит заслуга в организации первого в России исправительно-воспитательного детского приюта, которому было присвоено имя его директора Н. В. Рукавишникова. Открылись новые отделения Общества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе, Скопине ныне Рязанская область, Пензе др.). В недрах Общества велись работы по благотворительной тематике и в 1887 г. увидело свет семи томное издание «Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности». К началу 1900-х гг. Человеколюбивое общество превратилось в весьма разветвленную структуру, включавшую в себя различные типы благотворительных заведений.
Отделения Общества имелись в двух столицах и в 25 провинциальных городах и местечках. Насчитывалось до 210 заведений общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных заведений для сирот и детей бедных родителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на 2000 мест); 32 дома бесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных столовых (на 2500 обедов в день); 6 домов трудолюбия (на 1000 человек); 26 комитетов, оказавших временную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц). Ежегодно Общество расходовало на благотворительные цели до 1,5 млн. рублей. «Общество оказывает помощь ежегодно 150 000-160 000 бедным, расходуя на это ежегодно свыше полутора миллиона рублей». Источниками средств являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорской семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности (последняя на начало 1897 г. оценивалась в 10,4 млн. рублей). Членов Общества от попечителей, почетных и действительных членов до воспитателей, преподавателей, врачей и др.) насчитывалось около 4,5 тыс. человек. Во второй половине XIX в. нарастал процесс постепенного «огосударствления» Общества. С 1897 г. работа в Обществе стала приравниваться к государственной службе и сочетаться с обычной чиновной службой по «Табели о рангах», вплоть до V класса включительно. Чиновникам Общества отныне полагались государственные пенсии и льготы.
В том же году был учрежден особый наградный знак Императорского Человеколюбивого Общества. Для поощрения деятелей и жертвователей в разнообразных видах благотворительности сего общества и для привлечения впредь неограниченного числа членов, Советом Общества исходатайствованы и Высочайше утверждены 17 мая 1897 г. следующие положения: 1)о предоставлении Императорскому человеколюбивому Обществу права замещать классные, установленные по ведомству Общества должности, как платные, так и не оплачиваемые содержанием до V класса включительно, лицами. Не имеющими соответственных чинов, или не имеющими вовсе чинов, с предоставлением сим лицам прав действительной государственной службы, если они по своему происхождению и образованию пользуются правом поступления на таковую службу, и с распространением сей льготы на лиц, как занимающих вышеупомянутые должности, со дня определения на оные; и 2) об установлении в ведомстве Императорского Человеколюбивого Общества, для деятелей и жертвователей оного, особого нагрудного знака, состоящего из инициалов Императорского Человеколюбивого общества, помещенных под Императорской Короной в овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, на которой написано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Последним Попечителем Бедноты по городу Москва до 1918 г. был князь Кугушев.
Проф. Вальтер Манус

 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz