"Еще раз о примирении"

В политической повседневности Армении есть факторы, которые оказывают дестабилизирующее влияние на всю ее внутриполитическую ситуацию.
Одним из таких факторов является неспособность армянской общественности рассматривать роль и значение армянского государства в контексте происходящих и ожидаемых региональных процессов. Нас все время тянет назад в прошлое. Если жизнь - это бег, то мы, скорее, спортсмены, которые участвуют в соревнованиях не для победы. Почему так? Да потому что невозможно побеждать, если у того, кто бегает, голова все время, вместо того, чтобы смотреть вперед, обращена в противоположную сторону. Слепой - и то его обыграет. И обыгрывает. Вот так и мы. Не живем проблемами сегодняшнего дня. Не пытаемся их решить так, чтобы жизнь гражданина Армении стала безопасней и благополучной.

У нас, как известно, самая большая в суммарном отношении граница с Турцией и Азербайджаном. И самые проблемные воспоминания связаны именно с армяно-турецким и армяно-азербайджанским историческим наследием.

Коммуникационный канал по линии Анкара-Ереван-Баку, как будто бы находится в зоне вечной мерзлоты. И никому нет дела до того, чтобы как можно быстрее расплавить существующий лед недоверия и вражды. Что, нам не нужны торгово-промышленные связи в сторону Турции и Азербайджана? Нужны. А Армения и армяне не будут иметь выгоду от успешно развиваемых армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений? Будут. А что мешает? Отрицательные эмоции. Так разбавьте их положительными. Ведь их тоже немало. Вот некоторые. Сразу после установления Советской власти в Армении председатель Ревкома Азербайджана Нариман Нариманов телеграммой делегировал права на Зангезур от Азербайджана к Армении. А Анкара по Карскому договору отказалась в пользу Армении от территорий, заселенными исключительно турками. И они эти территории и поныне находятся в составе нашей республики в качестве Амасийского подрайона Ширакского марза. Согласие турок аннулировать Александропольский договор позволило союзному правительству коммунистической России нарастить нашу государственность дополнительно на почти что 21 тысяч кв. км., в том числе и за счет оспариваемых Азербайджаном территорий. А вы знаете, где новатор армянской классической музыки смог создать свой большой хоровой коллектив? Ни в Тифлисе, ни в Москве и ни в Санкт-Петербурге, а в Стамбуле. Комитасу в этом вопросе помог и в том числе финансовыми средствами не нефтепромышленник Манташъев, который на лошадиных скачках за день тратил до тысячи золотом.

Да, в армяно-турецких и в армяно-азербайджанских отношениях есть и такие факты, от которых стынет кровь в жилах. Но такое есть и между хорватами и сербами. А они, несмотря на это, вовсю развивают и торговлю, и человеческие контакты.

Теперь по поводу милосердной роли российских царей в истории армянского народа, которая не дает кое-кому покоя. Да, русские отвоевали Восточную Армению у персов. Но не для того, чтобы провозгласить армянскую независимость, а для того, чтобы расширить присутствие России на Южном Кавказе. А вот когда армяно-грузинское войско стояло под Гандзаком (Гянджой), и к ним на подмогу приехали польские и украинские добровольцы, Петр 1, получив ожидаемые уступки от иранского шаха, вопреки своему царскому слову, так и не подоспел им на помощь. Теперь что, используя городскую лексику, говорить, что Петр1 кинул нас? Конечно же, нет. Россия защищала и защищает не наши, а свои интересы. И так, как считает нужным. И их пример мы тоже должны взять на вооружение. Потому что Армения тоже имеет интересы, которые также нуждаются в защите. Сегодня нам нужен мир. Мир, который усилит нашу роль в регионе и укрепит наше присутствие в транспортно-энергетических проектах "Восток-Запад". И ради усиления региональной значительности Армении, мы, граждане Армении, должны быть готовы на соответствующие поступки.

Политическая база в виде армяно-турецких Протоколов и в качестве предложений Минской Группы ОБСЕ по Карабаху уже наработаны. На их основе можно заложить прочный фундамент взаимовыгодных армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Дело за народами, способными, не отрекаясь от своего прошлого, продолжать историю взаимоотношений с чистого листа. Дело за политиками, которые должны при этом соблюдать общепризнанные условия. Во-первых, ни при каких обстоятельствах не отказываться от конфиденциальных обязательств, взятых или действующей, или же предшествующей властью. Во-вторых, необходимо соблюдать незыблемое правило: вступившему в правовую силу межгосударственному соглашению Армения должна быть привержена при любых обстоятельствах.

Жесткое соблюдение этих двух принципов не только сделает нашу страну прогнозируемой в последующих межгосударственных отношениях, но и обнулит сомнительные стремления некоторых армянских политиков проявлять настойчивость там, где это настойчивость бессмысленна, хотя бы потому, что договоренности нашего государства с конкретными субъектами международного права, решения определенных вопросов обговаривают через единственные и безальтернативные механизмы. К чему такая детализация? А к тому, что парламентская инициатива партии "Наследие", призывающая признать в одностороннем порядке независимость Нагорно-Карабахской Республики, вступает в противоречие с соглашением между Организацией Стран Североатлантического Договора и Республикой Арменией от 2005 года, регламентирующим условия вступления Армении в Программу индивидуального партнерства (IPAP) НАТО. Официальный Ереван, исходя из текста (содержания) этого документа, обязался "работать над решением нагорно-карабахского конфликта в сотрудничестве с Минской группой ОБСЕ ". Т.е. процедура признания Нагорного Карабаха возможна только с согласия этой структуры. Правовая интерпретация вышеизложенного, исходя из Статьи 6 Конституции РА, подтверждающей верховенство международных соглашений над национальными законодательными актами, автоматически делает никчемным любой документ, принятый Национальным Собранием Армении по признанию НКР в обстоятельствах, когда этому юридическому действию не предшествовала законодательная процедура, расторгающая с Североатлантическим альянсом договор Армении по IPAP. А расторжение последнего документа объективно ослабит оборонительные возможности Армении и усилит влияние не США и ЕвроСоюза, а России в Южном Кавказе. А это в сложившихся условиях крайне нежелательно для Еревана, потому что русские если не единственные, то основные противники армяно-турецкого примирения. Примирения, которое из географического тупика превратит территорию нашей страны, как минимум, в транспортный коридор, соединяющий Варшаву и Алма-Ату, Багдад и Кабул по самым экономически востребованным железнодорожным маршрутам. Последнее в свою очередь обеспечит не только прибыль, связанную с рациональной эксплуатацией своего пространства, но и создаст возможности для усиления политического влияния Армении и в регионе, и за его пределами.

И в качестве послесловия. Центр политического программирования, конечно же, сознает, что знания в Армении не обладают знаковым значением для того, чтобы оказаться в кругу олигархической избранности нашей страны. Правительство, судя по предлагаемым армянской общественности новым расценкам за вывоз мусора с мусоросборников к мусоросвалкам, также скептически относится к знаниям, как к инструменту, определяющему целесообразность тех или же иных нововведений в действующее законодательство. Но чтобы лидер представленной в парламенте партии вот так вот противоестественно (алогично) интерпретировал бы знания по процедуре прохождения законодательного акта в НацСобрании? И не по какой-то там проблеме, а по вопросу, который не оставляет безразличным ни одного армянина ни в Армении, ни за ее пределами. Такое незнание, такая неспособность соотносить свои желания с положениями принятых Арменией государственных обязательств вызывает раздражение и удивление.

Владимир Саркисян
Руководитель Центра политического программирования (Ереван)

 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz