|
Ровно 90 лет назад президент США Вудро Вильсон вынес арбитражное решение по определению армяно-турецкой границы, которое действительно и по сей день.
Арбитражное решение президента США, определившее принадлежащие Армении части вилайетов Ван, Битлис, Эрзерум и выход к морю в вилайете Трапензуд, было вынесено 22 ноября 1920 года, 6 декабря оно было передано Парижской конференции стран-победительниц, но, к сожалению, Республика Армения 3 декабря была оккупирована 11-й Красной Армией и судьбой Армении стали распоряжаться Ленин, Сталин и друие протурецки настроенные большевики.
Теперь с провозглашением независимости в 1991 году Армения вновь стала субъектом международного права и мы должны настаивать на безоговорочной реализации решения Вудро Вильсона, скрепленного подписями президента, госсекретаря США и Большой печатью США и посему ставшего не нуждающейся в ратификации частью внутреннего законодательства США. 6 декабря 1920 года президент США официально передал Арбитражное решение Парижской конференции, его утвердили все государства, подписавшие Севрский договор, которые тем самым признали неоспоримые права и титул Республики Армения на выделенные Армении территории. Таким образом, Арбитражное решение является международно-правомочным требованием к Турции, скрепленным подписями представителей многих государств, правительства которых приняли на себя обязательства по выполнению Арбитражного решения от 22 ноября 1920 года, в полном соответствии с международным правом определившим границу между Арменией и Турцией.
Подписанный 10 августа 1920г. Севрский международный договор подарил независимость от Турции 9 государствам: Сирия, Междуречье, Палестина, Хиджаз (ныне Саудовская Аравия), Египет, Кипр, Марокко, Тунис, Ливия.
Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона относится исключительно к армянскому народу и Армении. На карте, вычерченной под руководством Вудро Вильсона, отмечен размер армянских территорий, возвращаемых Турцией Армении. Он составлял 40 тыс. кв. миль (более 90 тыс. кв. км): от Эрзерума – 40 тыс. кв. км, от Вана – 20 тыс. кв. км, от провинций Трапезунда и Битлиса – по 15 тыс. кв. км. В то время территория Республики Армения составляла около 71,5 тыс. кв. км. Вся Армения вместе с территориями, отмеченными в Арбитражном решении-карте, по подсчетам Габриэля Лазьяна, составила бы 162 тыс. кв. км.
Историческая справка
С 4 марта по 7 апреля 1920г. в Лондоне проходила Конференция министров иностранных дел и послов Союзных держав. США на конференции представлены не были. Для определения границ Армении при конференции была создана особая комиссия в составе представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии. Хотя США официально уже не участвовали в выработке мирного договора с Оттоманской империей, эта страна и ее прикованный к постели президент продолжали добиваться возможно более справедливого решения Армянского вопроса.
Этот факт отмечен в мемуарах британского премьер-министра того времени Ллойд Джоржа: "Но беспокойный дух Вудро Вильсона был не так слаб, как его тело, жизнь в котором едва теплилась. Когда Союзные державы взялись за разработку условий мирного договора с Турцией без участия Америки, к нашему удивлению пришло длинное послание, продиктованное парализованным, но все еще неукротимым идеалистом из Белого дома, послание, показывающее, что интерес его к угнетенному христианскому населению Турецкой империи нисколько не ослаблен".
Это послание подтверждало официальную позицию США по разрешению Армянского вопроса: "В подлинном интересе правительства Соединенных Штатов к плану, касающемуся Армении, не приходится сомневаться, и правительство уверено, что цивилизованный мир ожидает и требует самого благожелательного обращения с этой страной". Государственный департамент заявлял, что границы Армении "должны быть установлены таким образом, чтобы удовлетворить все законные требования армянского народа и, в частности, обеспечить армянам удобный и свободный выход к морю".
Обсуждение вопроса о границах Армении продолжалось на конференции в Сан-Ремо 18-26 апреля 1920г. Оно проходило в условиях дальнейшего обострения противоречий.
В это время английская дипломатия уже активно заигрывала с кемалистами, чтобы добиться их согласия на уступку арабских владений и использовать турецкий национализм для борьбы против большевистской России. Стремясь, очевидно, расстроить сговор большевиков с кемалистами о совместном выступлении против "мирового империализма", Ллойд Джордж поставил под сомнение целесообразность передачи Армении района Эрзерума.
Конференция не приняла предложение английского премьера. Генеральный секретарь МИД Франции Ф.Бертело отметил: "Какими бы вескими, возможно, ни были бы аргументы в пользу оставления Эрзерума в руках турок, доводы против этого являются гораздо более убедительными".
Премьер-министр Франции А.Мильеран сказал, что ничего из услышанного им на конференции не противоречит необходимости передать Эрзерум Армении. Оставить Армению без Эрзерума - "значит ничего не решить". Мильеран выступил за принятие Верховным советом вывода Лондонской конференции министров иностранных дел и послов, т.е. "передать Эрзерум Армении и предусмотреть в договоре необходимые условия".
Определение армяно-турецкой границы Верховный совет Союзных держав вынес на арбитраж президента США. Идеалистический образ Вудро Вильсона, притягательность его программы послевоенного урегулирования и особенно то обстоятельство, что США не вступили в войну с Турцией и находились в контакте не только с законным правительством Оттоманской империи, но и с турецкими националистами, делали кандидатуру президента США наиболее подходящей для роли арбитра в территориальном разграничении Армении и Турции.
Арбитр был связан ограничительным условием в пользу Турции: граница должна была проходить внутри вилайетов Ван, Битлис, Эрзерум и Трапезунд. Стороны согласились принять любые меры, которые президент мог предписать относительно выхода Армении к морю.
Условия арбитража исключали Киликию, а также три из семи вилайетов, признававшихся "армянскими" последним проектом реформ и русско-турецким соглашением от 8 февраля 1914г., а именно - вилайеты Сивас, Харпут и Диарбекир. Исключались два из "шести армянских вилайетов", которые признавались таковыми Турцией и Союзными державами в акте Мудросского перемирия. Площадь этих "шести армянских вилайетов" составляла 96000 кв. миль. По точному смыслу условий арбитража армяно-турецкая граница не должна была выходить за пределы вилайетов Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис, вся площадь которых составляла 54000 кв. миль.
Конференция в Сан-Ремо сделала Соединенным Штатам официальное предложение принять мандат на временное управление Арменией, хотя заранее знала, что в указанных пределах мандат они не примут. 1 июня 1920г. Сенат США 52 голосами против 23 "почтительно" отклонил предложение Верховного совета Союзных держав принять мандат.
Разоблачая политические интриги держав Антанты, и особенно Англии, стремившихся возложить моральное и финансовое бремя на США и в то же время делавших невозможным принятие мандата, американский журнал "Нью рипаблик" (31 марта 1920г.) сетовал: "Однако они не желали определить границы территории, которую мы должны были защищать, и не признавали открыто и честно, что Армения должна была состоять из бывших турецких вилайетов Эрзерум, Ван, Битлис, Харпут, Диабекир, Сивас и Адан вместе с бывшими российскими губерниями - Карсской и Эриванской и частями Джеванширского, Шушинского и Зангезурского уездов Елизаветпольской губернии или хотя бы частью этих территорий, которые в большей степени являются армянскими, чем Фракия и Смирна - греческими, Далмация - итальянской или Познань и Данциг - польскими".
Условия мирного урегулирования были переданы турецкой делегации заблаговременно - еще 11 мая 1920г., а в июле 1920г. Конференция Союзных держав в Спа отвергла турецкие контрпредложения.
22 июля 1920г. в Константинополе Совет Султана в полном составе за одним исключением проголосовал за подписание мирного договора, и 10 августа Турция официально подписала Севрский мирный договор, признав тем самым свою ответственность за Геноцид армян.
Предложение об арбитраже было сделано президенту США Вильсону и принято им до подписания Севрского мирного договора. О том, что, кроме территориального ограничения объема третейской компетенции, арбитраж не был обусловлен другими требованиями и что он, в частности, не был поставлен в какую-либо связь с подписанием будущего мирного договора, говорит сам арбитр.
В послании Конгрессу 24 мая 1920г. президент констатировал, что до подписания Севрского договора "было решено просить президента Соединенных Штатов взять на себя арбитраж в сложном вопросе о границе между Турцией и Арменией в провинциях Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис и принять его решение на этой основе так же, как и любое условие, которое он может порекомендовать относительно выхода к морю для независимого государства Армения".
В преамбуле самого решения арбитр указывает на приглашение Верховного совета как на законное основание арбитража: "Поскольку 26 апреля 1920г. Верховный совет Союзных держав на конференции в Сан-Ремо обратился к президенту Соединенных штатов Америки с приглашением выступить в качестве арбитра в вопросе о границе между Турцией и Арменией..."
17 мая 1920г., т.е. опять-таки до подписания Севрского договора, президент США сообщил державам о принятии им обязанностей "арбитра армянских границ".
Таким образом, компромисс представлял собой самостоятельное и от Севрского договора не зависящее соглашение об арбитраже между правительствами Великобритании, Франции, Италии и Японии, действовавшими в качестве членов Верховного совета Союзных держав, и Вудро Вильсоном, действовавшим в качестве президента США. Тем самым эти державы согласились, что предписания арбитра будут окончательными.
Обязывающую силу арбитража президента США признали все участники компромисса. Она была однозначно подтверждена, в частности, премьер-министром Великобритании Ллойд Джорджем на заседании Верховного совета в Сан-Ремо 24 апреля 1920г. Приведем соответствующее место из протокола заседания:
"Г-н Ллойд Джордж подчеркнул, что необходимо только заявить, что каким бы ни было решение президента Соединенных Штатов, т.е. решит ли он, что вся территория или часть ее должны быть переданы или Армении, или Турции, или будет ли Армения иметь доступ к морю, - оно будет принято Союзными державами, а также Турцией".
Поэтому в США отмечали, что "поскольку, постольку это касается Америки и Союзников, отказ или аннулирование Севрского договора не может повлиять на арбитражное решение Вильсона, так как решение президента покоится не на Севрском договоре от 10 августа 1920г., а на приглашении Верховного совета Союзников от 26 апреля 1920г. Приглашение Совета и Севрский договор не связаны друг с другом и независимы друг от друга. В приглашении президенту не было поставлено никаких условий".
Специфика этого арбитража состояла в том, что сторонами в нем выступали прежде всего державы, ответственные за послевоенное мирное урегулирование. Что же касается правительств разграничиваемых сторон, а именно: Армянской Республики и Оттоманской империи - в то время единственного турецкого правительства, признававшегося международным сообществом, - то они вместе с рядом других государств присоединялись к компромиссу, подписав 10 августа 1920г. Севрский мирный договор. Ст. 89 договора фиксировала, что "Турция и Армения, а также другие Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются представить на третейское решение президента Соединенных Штатов Америки определение границы между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис и принять его, а также любые меры, которые он может предписать относительно выхода Армении к морю и относительно демилитаризации любой части оттоманской территории, прилегающей к названной границе".
Абзац 1 ст.90 дополнительно разъяснял, что "в случае если установление границы в силу статьи 89 повлечет за собой передачу Армении всей или части территории названных вилайетов, Турция ныне же заявляет, что она отказывается со дня решения от всяких прав и правооснований на переданную территорию".
Передача Турцией и Арменией вопроса на третейское решение была совершена в соответствии с действовавшими законами этих стран в качестве национальных, государственных, а не межгосударственных актов и, следовательно, от ратификации международного договора не зависела.
По самой природе арбитража решение арбитра принимается сторонами априорно, оно обязательно для них и в ратификации, естественно, не нуждается. Арбитражное решение, после того как оно вынесено, становится обязательным для сторон и должно добросовестно выполняться.
В соответствии с правом международных договоров пересмотр обязательств, вытекающих из арбитража, возможен только с согласия всех сторон соглашения и в особенности стороны, в пользу которой вынесено арбитражное решение.
Арбитражное решение президента США было вынесено 22 ноября 1920г. Решением арбитра устанавливалось, что "от персидской границы юго-западнее города Котур пограничная линия Армении определена массивным естественным барьером большой высоты, который простирается южнее озера Ван и юго-западнее армянских городов Битлис и Муш. Эта пограничная линия оставляет, как часть турецкого государства, весь санджак Хаккиари или около половины вилайетов Ван и почти весь санджак Сиирт". Это обосновывалось "разумным физиографическим соображением" и подкреплялось тем, что Хаккиари и Сиирт "преимущественно курдские по составу своего населения и экономическим отношениям". Далее "граница западнее Битлиса и Муша, идущая в северном направлении недалеко от Эрзинжана", была проложена по "естественному географическому барьеру, который обеспечивает Армении полную безопасность и оставляет Турецкому государству район, курдский в значительной мере".
По официальному заявлению президента США, такое решение основано на "рассмотрении вопроса в свете относящейся к делу наиболее заслуживающей доверия информации и с осознанием высших интересов справедливости".
Армянская Республика, которая тогда включала территории Карсской области и Нахичевана в пределах довоенной российско-турецкой границы, получала приращение, равное примерно половине вилайетов Ван, Битлис, Эрзерум и Трапезунд общей площадью 40000 кв. миль. По американским подсчетам, это составляло около 40% территории исторической Армении в Оттоманской империи.
|
|