|
08-06-2011 Давид Балаян "Западная Армения: мифы и реальность"
Ежедневно «Юсисапайлу» приходит огромное количество информации, касающейся различных аспектов национальной жизни армян. Порой из этого потока бывает не так уж и просто выбрать что-либо значимое: до того все мелко, примитивно и неинтересно.
На этом фоне разительно отличается деятельность тех сил, которые объединились под эгидой Национального Совета Западной Армении (НСЗА), являющего нам некий иной уровень политической и национальной деятельности: менее публичный и потому более действенный. Здесь не размениваются на всякого рода перепалки, а каждодневной работой закладывают основы будущей конструкции, черты которой проступают все более явственно.
И, как результат, все более модным становятся всякого рода рассуждения о проблемах армян Западной Армении, причем практическая суть этих рассуждений у некоторых сводится к завуалированному приказу ждать. Словно мало 96-и лет бесплодных ожиданий, теперь еще нам вменяют ждать «радикальных перемен» в Ереване, которые либо произойдут в обозримом будущем, либо не произойдут вовсе. Апологеты этой тактики ожидания больше озабочены проблемами внутренней борьбы за теплые места в официальном Ереване, и им, в конечном счете, наплевать на подвергшийся Геноциду коренной народ Армянского нагорья, чудом спасшиеся остатки которого сейчас доживают свои дни либо ассимилируются в условиях Изгнания.
В Национальном Совете Западной Армении и созданном им Правительстве Западной Армении в изгнании существует четкое понимание того, что если сейчас же не заняться «собиранием Нации» («Азгаhавак»), то завтра уже будет чересчур поздно, ибо мы и так слишком много времени потратили впустую. Каждый желающий может получить паспорт гражданина Западной Армении и принять посильное участие в создаваемых структурах Правительства в изгнании и, прежде всего, в разработке основополагающих документов, часть из которых (не имеющих соответствующего грифа) опубликована на сайте «Юсисапайла». Для удобства читателей некоторые из них даны в переводе на русский язык, но мы должны здесь еще раз подчеркнуть, что государственным языком НСЗА является западноармянский и анализировать эти документы, все же, лучше на языке оригинала.
Но почему делается такой упор на Западную Армению и не раскалывает ли это нацию, как это уверяют оппоненты НСЗА?
Западная Армения - это не только родная земля армян, которая сегодня объявлена собственностью кочевого народа. Это, прежде всего, два миллиона мучеников, целыми семьями зверски убитых в своих домах, либо в ходе так называемой «депортации». Это также и рассказы выживших об ужасах Арменоцида, страданиях на пути от голода и насилия, об убийствах, которым они были свидетелями, о смертях их родителей и детей, которые им пришлось видеть своими глазами. Это еще и беспрецедентная в истории утрата Родины, Сообщества, Культуры, Языка и, в конце концов, Территории, граница которой есть граница между Добром и Злом, между Преступлением и Возмездием, между преступниками и их жертвами.
Эта трагедия приключилась именно с коренным народом Западной Армении, и, пока еще живы его потомки, рассуждения ереваноцентристских мыслителей, по меньшей мере, оскорбительны, ибо ушло чересчур много времени, а истлевшие скелеты замученных предков еще не погребены по-христиански.
Тезис неделимости Армянского вопроса и целесообразности передачи решения всех его аспектов существующему государству Республики Армении еще и явно попахивает турецким душком.
Точно так же, как туркам было выгодно свести проблему Геноцида армян 1896-1923 гг. к 24 апреля 1915 года (на этом узком участке им проще защищать свою позицию), - им намного удобнее иметь дело с ереванскими правителями, готовыми продать на корню все, что угодно. И дело не только в армяно-турецких протоколах. Некогда остатки уничтоженного на собственной земле коренного народа Западной Армении были вынуждены покинуть свою Родину и разбрелись по всему свету, а теперь их потомки поднимают вопрос национальных прав уничтоженного и насильно изгнанного коренного народа, - это понятная ситуация и, главное, стыкуется с международными правовыми актами, которые скоро станут обязательными для исполнения. Туркам же крайне необходимо как можно быстрее перевести эту проблему в плоскость межгосударственных взаимоотношений с Арменией, механизм давления на которую у них уже четко отработан. Не случайно, что все три президента Армении неоднократно заявляли, что не имеют территориальных претензий к Турции, а, значит, официально отказались от Западной Армении. И, ко всему прочему, армяно-турецкие протоколы, узаконивающие отказ Еревана от Западной Армении, ведь до сих пор не сняты с повестки!
Создание Правительства Западной Армении в изгнании положило конец бесконечному и бесплодному состоянию ожидания, и уже одно это обстоятельство прямо на глазах преобразило морально-нравственное самоощущение многих наших соотечественников, живущих в Диаспоре.
Конечной целью (разумеется отдаленной, но постоянной) является военно-политический контроль территории Родины , ибо это есть национальный долг всех потомков армян Западной Армении, независимо от страны нынешнего проживания.
Но есть ли какие-либо реальные предпосылки осуществления этой грандиозной задачи?
Уже давно не секрет, что турки предпочитают продавливать нужные им позиции при помощи купленных агентов влияния, многие из которых, как это не прискорбно, носят армянские фамилии. Эти люди особенно изощряются, когда заходит речь о восстановлении контроля армян над Западной Арменией. И подчас переходят на визг, когда им напоминают про Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года.
Это решение не имеет срока давности и не подлежит какому-нибудь обжалованию. Оно до сих пор обязательно для исполнения, равно как и Севрский договор от 10 августа 1920 года, 29-я статья которого четко указывает на принудительность исполнения для обеих сторон: Турции и Армении. Дашнаки и большевики сделали все, чтобы сорвать реализацию Сервского договора и здесь одной из своих генеральных задач НСЗА видит в исполнении требований Севрвского договора, как одной из главных предпосылок актуализации Арбитражного решения президента США Вильсона.
В своей интерпретации понятия «Армения» Севрский договор базировался на Сан-Стефанском договоре, который называл «Арменией» 6 вилайатов Западной Армении. Другими словами, международные инстанции считали Арменией как раз Западную Армению, и, не случайно, провозглашенное дашнаками в мае 1918 году государство сначала называлось «Араратской Республикой», что было корректно с точки зрения международного права. Да и с точки зрения интересов нации в целом тоже, ибо, где 470 тыс. кв. км (Западная Армения) и где 30 тыс. кв. км.! Из истории известно, что произошло потом, поэтому ограничусь сказанным, добавив лишь следующее: не государство создает народ, а народ создает государство. Подвергшийся Геноциду коренной народ Западной Армении, потомки которого живут сейчас в изгнании, имеет полное право создать свои полномочные органы для решения своей ставшей уже генетической задачи: возвращения через международные правовые механизмы Родины предков. Призыв же отдать эти полномочия Еревану выглядит, по меньшей мере, издевательством.
И, как последний контрдовод, оппоненты выделяют проблему легитимности НСЗА. Эта тема до сих пор не нашла своего должного отражения в наших информационных материалах, что послужило поводом для различных домыслов и инсинуаций. Разъясняем, что регулярно, начиная с 2004 года, проводятся конгрессы армян Западной Армении (см. справку «Юсисапайла» от 2 июня), а также региональные ассамблеи армян Западной Армении. Сами выборы состава Национального Совета были официально проведены в 2009 году через Интернет и в них приняли участие 1500 зарегистрировавшихся потомков армян Западной Армении. Здесь следует подчеркнуть, что Совет не представляет и не собирается представлять западных армян (то есть тех, кто сейчас живет в Турции). Он представляет тех потомков армян Западной Армении, которые, во-первых, объявили себя таковым (получив паспорт гражданина), и, во-вторых, изъявили желание участвовать в работе по восстановлению исконных прав коренного народа Западной Армении. На сегодняшний день ни одна функция в составе Совета и Правительства не является оплачиваемой (наоборот, каждому приходится тратить свои средства, не говоря о времени и силах, на исполнение служебных обязанностей). Зато есть общее понимание того, что такая работа должна была быть выполнена еще раньше, но желающих не нашлось, поэтому все базируется на добровольности и энтузиазме, а это, согласитесь, настолько редко, что не требует проведения долгих, многоступенчатых и, в итоге, бессмысленных выборов.
Огромный объем ежедневной работы Совета и Правительства не мешает им в то же время внимательно следить за происходящими вокруг событиями, появляющимися откликами, критическими статьями и, что греха таить, элементарной клеветой. Не всегда есть смысл на них реагировать, тем более, что нередко явственно ощущается почерк определенных спецорганов. Вместе с тем, Совет и Правительство всегда готовы к конструктивному диалогу и всегда готовы выслушать любую критику: никто в этом мире не застрахован от ошибок, и, если кому-то покажется, что он обнаружил таковую, лучше сначала связаться с НСЗА и обсудить. Ибо каждый документ проходит этап длительного обсуждения и экспертизы различными специалистами, и то, что некоторым на первый взгляд может показаться ошибкой, на самом деле есть глубоко и всесторонне продуманный тезис.
Все, что возможно было сделать малыми силами, уже сделано. То, что невозможно, - будет сделано. Но для этого мы нуждаемся в Тебе, армянин Западной Армении. Наши предки зовут нас в строй!
И тогда Победа будет за нами.
Давид Балаян
Член “International Pen” |
|