|
Андрей Зелев Армяне и евреи
Я считаю что именно в Армению переселились так называемые «потерянные колена Израиля». И из Армении же вышли предки хазарских евреев и ашкенази.
Самоназвание армян «Хай», «Хайк» – видоизменённое именование предка финикийцев «Хна», «Кен»; евреев: «Каин», «Хай», «Хавва», «Йах-Яхве», «Яков», «Енох-Ханох», «Ной». Ю.Б. Циркин пишет, что финикийцы жили и в Киликии, что имя одного царя Урарту – Баргай, арамейское, и означает «Сын величия». Но никаких выводов, Циркин не делает. Одного царя Урарту звали Арам. Обратимся к армянской мифологии. Хайк, родоначальник армян, был вавилонским вельможей, восстал против вавилонского царя Бела, и отправился со своим сыном Араменаиком и ещё с 300 мужами на север. Характерно и еврейское имя сына Арменаика – Кадмос («Восток»). Мовсес Хоренаци в своей истории доводит до нас сведения древних о том, что с предками Хайка-Айка соседствовали потомки 2 сыновей Сима. Эти Симовцы присоединились к Айку и участвовали в битве против Бела. Грузинский автор Леонтии Мровели в «Жизни картлийских царей» также говорит о происхождении армян из Вавилона: «По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, разлучились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришёл Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом (Арарад Кордукской области – южная Армения) и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавёлся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он 600 лет. И не вмешал их земли Арата и Масиса». Всё это камень на камне не оставляет на теориях псевдоучёных, что армяне – это ветвь иранцев, ведь Вавилон – семитический, а не арийский город. Т.о., предками армян, как и евреев, являются халдеи (вавилоняне). В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность Мешех в мидийские города, куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11). Мешех упоминается рядом с Тубал, которых отождествляют с тибаренами греческих географов (ср. Быт., 10, 2; I Хрон., 1, 5; Иезек., 27, 13; 32, 26; 38, 2; 39, 1). По Иезек., 27, 13 Яван, Тубал и Мешех торговали рабами и изделиями из меди, продавая их в Тир. И у Геродота (III, 94; VII, 78) и названы рядом; то же самое и в клинописных памятниках (Muski и Muschki и Tabali). По этим надписям, Tabali жили в Каппадокии, Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 ("Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара"), ясно, что там жили пленные евреи. Древние евреи и финикийцы (хананеи) представляли собой один народ, мало отличающийся лишь в религии. У армян остались смутные воспоминания о связи с гиксосами, которые, как Я писал, – финикийцы, поселившиеся в Иудеи и основавшие Иерусалим. Армянские и др. исследователи склонны видеть в хурритах общих дальних предков армян и евреев. Не совсем голословным предположение о родстве хурритов и гиксосов, завоевавших Египет во II тысяч. до н.э. Финикиец Ганнибал основал Артаксату, древнюю столицу Армении. В Армении в римскую эпоху существовал город под названием Карфаген. Моисей Хоренский ( , Мовсес Хоренаци, V в.) пишет: «Когда Иисус (Иехошуа бин Нун. – А.З.) сразил хананеев, те бежали от него в Аграс, плывя на Тарсис; это видно по надписям на каменных столпах, в стране африканцев, сох-ранившимся до нынешнего дня, на которых написано в точности так: «Мы, хананейские нахарары, бежавшие от разбойника Иисуса, прибыли сюда на обитание». Один из них – наш почтеннейший Кананидае – (оказался) в Армении. Мы навели справки и досконально выяснили, что поколения рода Гнтуни вне всяких сомнений происходят от него; да и обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев». Он также пишет, что царь Валаршак назначает «одевающим себя Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни». По другим известиям, Гнуни были еврейскимого происхождения, что ещё раз доказывает, что финикийцы и евреи – один народ. Хананеи (финикийцы) как и евреи переселялись вавилонянами и ассирийцами, и раз они упомянуты в Армении – род Гнуни (т.е. Ганон – хананей, типичное имя, как Иуда у евреев и Армен у армян) неопровержимо доказывает, что Армения – и есть та страна, где «пропали» 10 колен Израиля.
Кстати, предки Сахака Багратуни – мецената Мовсеса Хоренаци, были евреями.
Берос упоминает в числе пленников и финикийцев. О переселении финикийцев в Армению пишет не только Мовсес Хоренаци, но и другие армянские авторы. Так, Мхитар Айриванкский, говоря о временах Моисея и Иисуса Навина, сообщает, что «Ханидес Ханаанитянин прибыл в Армению». Этнонимы «хайс» и «гиксос» созвучны. Царями в Великой Армении были представители династии Иродидов Тигран IV (примерно 6 г. н.э.), Тигран V (60–61), и Аристобул (55–60) в Малой Армении.
По летописным преданиям, феодальные роды Аматуни, Мамиконян, а также род ца-рей Армении Багратуни также восходят к еврейским предкам. Мовсес Хоренаци пишет, что Вагаршапат – столица Армении, сложилась из еврейской колонии основанной здесь при Тигране VI (150–188).
Он же сообщает о 2 пленениях евреев при Тигране Среднем: более раннее, совершенное им самим (кн. II, гл. 16), когда переселенцы были помещены в Армавире и Валаршапате, и более позднее, совершенное при нём Барзапраном Рштуни (кн. II, гл. 19), разместившим пленных в Городе Шамирам (то есть в Ване).
Также Мовсес Хоренаци в своей истории доводит до нас сведения древних о том, что с предками Айка соседствовали потомки 2-х сыновей Сима. Эти Симовцы присоединились к Айку и участвовали в битве против Бела (Вавилона, – т.е. вероятно пленные евреи поселились в Урарту и вместе с урартянами воевали с вавилонянами). Из эпоса «Давид Сасунский» выходит, что герой – сын Мгера, внук Санасара, рождённого по божьей воле от армянской царевны Цовинар. Санасар и его брат Багдасар основали Сасун. Т.е. опять же проглядывается смешение евреев и армян. Многие современные армянские историки говорят о миллионе евреев, влившихся в армянский народ. Арпакшад – согласно "таблице народов", один из 5 сыновей Сима (Быт., 10, 22), a по I кн. Хрон., 1, 17, один из 9 сыновей Сима; один из главных родоначальников и патриархов семитической расы. По другому библейскому указанию (Быт., 11,10 и сл.), он родился 2 года спустя после потопа, 35-ти лет стал отцом Шелаха и т.о. сделался пращуром Авраама. По толкованию Bochart'a, который отождествлял Арпакшада с Арранахитидой греков, страной, лежавшей в Армении, к северу от Сирии, y берегов реки Большого, или Верхнего, Заба. Согласно Kiepert'y, 1-я часть этого имени тождественна с названием Albak, которое в настоящее время носит плоскогорье, лежащее между озерами Ван и Урмия. Шрадер считал доказанным тождество Аррапахитиды с армянским Albak'ом, ассирийским Arabacha. Еврейская традиция говорит о Ное, приплывшем на своём ковчеге к Арарату. У Ноя, пишет Иосиф Флавий, был сын Арам, сын которого Ул назван родоначальником Армении. После покорения Израиля и изгнания 10 Колен Израиля в 722 г. до н.э. их след затерялся. Они – язычники, как написано в книге пророка Осии. Но сравнительно недавно, как свидетельствуют путешественники XVIII и 1-й пол. XIX вв., среди евреев Кавказа была ещё жива легенда, что они потомки 10 Колен Израилевых, поселенных в Мидии ассирийскими царями. Эта традиция туземных евреев Кавказа совпадает с агадическим преданием. На вопрос: "Куда были уведены десять колен?" Мар-Зутра отвечает: "В Африку"; р. Ханина – "В горы Слуг" (Санг., 94а). Под Африкой – здесь можно понимать Кавказ, где известна область Иберия, а под Слугом, быть может, следует понимать Cylici. Этому соответствует и следующее место в Талмуде: «(И переселил ассирийский царь израильтян в Ассирию) и поселил их в Халахе, Хаборе при реке Гозанской и в городах мидийских...» – Города мидийские есть Гамадан и ближайшие местности; а может быть, мидийские города это Нагавенд и ближайшие местности; под словами же "ближайшие местности", по мнению Мар-Самуила, надо понимать Карак, Мосхи, Хуски и Румки (Кид., 72а). Мосхи здесь соответствуют кавказским мосхам у классических писателей, Muski в клинописных памятниках и нынешним месхитинцам. Параллельно этому преданию, относящему начало еврейского поселения на Кавказе к эпохе разрушения Самарянского царства (696 г. до н.э.), сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует отнести к эпохе разрушения I Храма (586 г. до н.э.). Из северной Армении, где существовали еврейские поселения ещё со времени Навуходоносора, персидский царь Шапур II, по преданию, переселил значительное число евреев. Этому соответствуют данные Мар-Аббас-Катина, автора истории Армении, отрывки которой приводятся у Моисея Хоренского. По его словам, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных еврейских пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению.
От Шамбата ведёт своё происхождение царский армянский род Багратуни. Ок. пол. III в. до н.э. могущественный и мудрый еврей Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I "за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество". Он дал его роду право быть наследственным тагадир'ом, т.е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Свое высокое влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как он отклонил предложение Вагаршака оставить Иудаизм. Но это высокое положение рода Багратуни продолжалось недолго. Аршак (128–115 до н.э.) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить субботний отдых. Положение рода ещё более ухудшилось при Тигране Великом (95 г. до н.э.). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и потому были лишены начальства над войсками, причём одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято. Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил Иудаизм.
Другой могущественный род еврейского происхождения был, по словам Моисея Хоренского, Аматуни, переселися из восточных стран в царствование Арташеса (85–127) –было одно из самых могущественных армянских племён, жившее по склонам Араратских гор. До настоящего времени сохранились развалины их деревень и замков. Аматуни властвовали над другим населением, жившим от Еревана до Гумри. Моисей Хоренский передаёт, что это племя было еврейского происхождения, что оно явилось из восточных арийских стран, то есть из Персии, и что предком его был некий Мануе, по имени которого персы называют их до сих пор мануенами. Моисей прибавляет, что Арсак, первый царь пар-фянский, привёл их в Армению и что в его царствование они составили могущественное племя в странах Ахмадана. Армянский царь Арташес – мифический современник Доми-циана, Траяна и Адриана – одарил их поместьями. По словам того же историка, аматуни означает advenae – "пришельцы" или "прозелиты"; это, быть может, соответствует персидскому слову amat. Они упоминаются в V в. Лазарем из Фарпа и Агафангелом. Они доставляли Армении полководцев, советников и духовных лиц до начала Крестовых Походов.
В рассказе Моисея Хоренского нет ничего невероятного, потому что все города Армении и Кавказа были, по словам летописцев V в., населены евреями. Согласно "Истории Грузии", после разрушения Иерусалимского Храма еврейские беглецы явились в Мцхет и поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими в прежние времена. Основываясь на вышеприведенном толковании в древнераввинских источниках, можно вывести заключение, что в эпоху мессианского движения Бар-Кохбы еврейское население было, по-видимому, значительно, и р. Акиба, предприняв свою агитационную поездку, посетил и Кавказ.
В Талмуде также упоминается раввин Я'аков Армянин (ТИ., Гит. 6:7, 48 а). Кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в Низбисе.
Во II в. еврейские пленники привозились из Армении в Антиохию и там выкупались местными евреями (Иеб., 45а).
В 360 по сообщению Фауста Византийского, персы во время нашествия Сапора (Ша-бура) увели из Арташата, Круандашата, Зерагавана, Заришата и Вана 75 000 еврейских семейств, потомков тех евреев, которых привёл пленниками из «Палестины» царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом. Вениамин Тудельский (XII в.) говорит, что юрисдикция эксиларха распространялась, между прочим, и на евреев "всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании". К тому же времени относится свиде-тельство Авраама ибн-Дауда, что еврейские поселения простираются до Кавказа. Петахья Регенсбургский (XII в.) сообщает, что "в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш".
В 1996 были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом. Согласно опубликованным сообщениям, одна из надписей на иврите с примесью арамейских выражений гласит: "Niftar Baba bar David be-khodesh Tammuz shenat aleph-taf-resh – dokhran tav lenichot nafshata" ("Скончался Баба, сын Давида в месяц Таммуз, год 1600, да упокоится его душа"). Селевкидская эра широко употреблялась на Ближнем востоке, 1600 соответствует 1289 г. н.э. Ещё одна надпись датирована 1266. Всего обнаружено несколько десятков камней. В 1910 году Н.Я. Марру прислали фотоснимок еврейского надгробия, найденного из деревни Алагяз (Шаруро-Даралагезский уезд Эриванской губернии), т.е. в исторически известном местечке Ехегисе области Вайоц-Дзора. Камень размером 1.4 на 0.6 м содержит надпись в 4 строки. Надпись была расшифрована профессором П.К.Коковцовым следующим образом: Niftar ha-bakhur ha-kasher he–anaw mar khawaga Sharaf-aldin ben ha-zaqen khawaga Sabay S[ofo].T[ov] melekh ha-kavod yanikhehu -im -Abraham Yickhaq we-Ya-aqov We-Yeqayyem –al qavrato yikhyu metekha navlati yaqumun we-g[amre] shenat ATTKh – "Скончался честный, праведный, смиренный юноша, господин наш, хаваджа Шараф-эд-Дин, сын Сабая, да будет ему благой конец. Царь Славы, да упокоит его вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом и исполнит в отношении его погребения "оживут мертвые твои, мои трупы восстанут". [Ис. 26:19] Год 1808 [селевкидской эры = 1496/1497 н.э.].
В отдельные периоды Средневековья на территории Восточной Армении жило некоторое число евреев, о чём свидетельствует обнаруженное археологами еврейское кладбище в Егегнадзоре.
Царство легендарного восточно-христианского императора Иоанна Престера, который то ли управлял еврейской землей, то ли соседствовал с ней, иногда помещают рядом с Арменией. Эфиопский труд по истории Kebra Negast, датируемый XIV в., утверждает, что Эфиопия будет помогать "Риму" (Византии) в ликвидации мятежной Еврейской страны в Армении. Географический сборник XIV в. «Путешествие сэра Джона Мандевилла», утверждает, что прикаспийские евреи были подданными царицы Грузии Тамары [1184–1212].
Когда персидский шах Шапур II предпринял массовое насильственное выселение жителей армянских городов в Иран (360–370), значительная часть городского населения Армении состояла из евреев. Евреи составляли большинство среди изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани.
Армения занимает видное место в средневековых и более поздних преданиях о существовании легендарных поселений «свободных евреев». В 1646 Дон-Хуан Менелес предложил Турции в подданство «Армению, населённую евреями».
Хисдай ибн-Шапрут хотел послать своё знаменитое письмо Иосефу, царю хазар, через Армению. Из записок Птахии из Регенсбурга 2-й пол. XII в. можно заключить, что евреи Страны Араратской эмигрировала в другие страны. Он уверяет также, что во время пребывания в Багдаде видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому». Зоки (самоназв. зок) – историко-этнографическая (субэтническая) группа армян еврейского происхождения, традиционно проживавших до начала 90-х гг. XX в. на территории Араксской области в уезде Гохтн (Голтн). Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. Зоки идентифицируют себя с армянским этносом, но среди остального армянского населения принято считать их «армянскими евреями». Историческую связь древнееврейского и древнеармянского народов подтверждают свидетельства об Армении в Ветхом Завете, которая упоминается под названием, не встречающемся более ни в каком другом историческом источнике Передней Азии, а именно: «Тогарма» или «дом Тогармы» (Быт., 10, 3; Иезек., 27, 14, 38, 6). Потомки еврейских пленников, уведенных из Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором II, в большом числе проживали в прилегающих к Армении царствах Парфянском и Персидском. Армянский историк Фавсто
с Бузанд (V в.) утверждал, что армянский царь Тигран II (95–55 гг. до н.э.) в результате вое-нного похода в 69 г. до н.э поселил множество иудейских пленников из Палестины в городах Великой Армении. Он же сообщает, что персы в IV в., при царе Шапуре II, «разр-ушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю Армянскую страну и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разру-шили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вмес-те с другими пленными». Именно этот регион Нахчевана (с X в. Нахичеван) совпадает с местом проживания зоков до 1989–1990. Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. Так, он замечает, что персы в пе-риод с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств. Я.А. Манандян писал, что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы... составляли в Армении значительную часть городского населения». Исторические свидетельства о населении Нахичевана имеются в труде армянского историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй». Он сообщает, что в самом начале XVII в., во время правления иранского шаха Аббаса I, множество семей армян были выселены из городов Армении, в т.ч. из крупного города Джуги и переселены на другой берег р. Аракс, в глубь Ирана, где в окрестностях Исфахана (тогда – столицы Ирана) они основали город Нор-Джуга (Новая Джуга). В период правления иранского шаха Аббаса II в 1659 был издан указ, в котором «армянам, а с ними вместе и племени гебров (от библ. традиц. – иври, в англ., фр. яз. – hebrew(u), в рус. яз. – евреи) предписывалось
уйти оттуда и переселиться туда, где устроились ереванцы, даштинцы и джугинцы» т.е. рядом с Нор-Джуга. Талмуд (Иебам., 45а) сообщает, что пленные евреи были переведены в Тивериаду из "Армона", то есть Армении. В Устной Торе (Эйха Раба, 1) рассказывается, что вавилонский царь Невухаднецер (сразу после разрушения I Храма, V в. до н.э.) пригнал часть евреев в Армению. Царь Тигран I (II в. до н.э.) пригласил дополнительное число евреев, отведя для их расселения горные районы царства. В Армении, в селе Ехегис, были обнаружены надгробные камни XI–ХIII вв. с надписями на иврите и хозяйственные постройки, предметы. По свидетельству летописей о завоевании Армении персами, в IV веке н.э. во многих армянских городах евреи составляли 30–70% от всего их населения! Армяне приняли монофизитство – направление, которое противостояло гегемонии Византийской церкви, заявляя о своей связи с Израилем. Само крещение Армении связано с царём Трдатом Великим, который в 286 с помощью римлян взошёл на наследственный престол. Новой религией он провозглашал независимость Армении от Персии в союзе с римлянами. Еврейский пророк Иеремия в словах, призывающих на «войну против Вавилона: Созовите царство Айраратское и воинство Асканазское!», может быть подтверждает эту Мою теорию: во-первых, Иеремия вообще знает о существовании Армении (Арарата), важность чего понял ещё Мовсес Хоренаци, во-вторых, надо задаться вопросом, а можно ли как-то объяснить его призыв к армянам (аскеназам), если не а) те знают еврейский язык, слушают его проповеди; в) им глубоко не безразличны судьбы евреев. Армения на западе «врастает» в Каппадокию. Каппадокийцы первоначально назывались "Mosocheni" (Мешех, упоминаемое вместе с Тубалом), а Филон (говоря о кн. Бытия, XXVI, 28) называет их "канаанитами", то есть финикийцами. Геродот тоже именует их сирийцами (I, 72, V, 49, VII, 72), и даже во время Страбона (XII, 544) они были известны у греков под именем "белых сирийцев" (). В столице Каппадокии Мазаке персидский царь Шапор I убил 12 тысяч евреев (Моэд Катан, 26а). В Каппадокии по крайней мере до IV в. была распространена иудействующая секта гипсистариев (к ней принадлежал отец Григория Богослова). Ассирийцы – ветвь вавилонян (халдеев), – предков евреев. Мовсес Хоренаци говорит о поселении в Армении и ассирийцев – Адрамелека и Санасара, сыновей царя Ассирии Сенекерима: «Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и ум-ножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев. Ардамозан же поселился к юго-востоку от той стороны; летописец расска-зывает, что от него произошли роды Арцруни и Гнуни. Такова причина упоминания нами Сенекерима». Сыновья Санхерива после убийства своего отца бежали в страну Арарат (II Ц. 19:37 и Ис. 37:38). Это в десятый раз доказывает семитическое происхождение армян. Хетты (Хиттиты , , в Септуагинте Х) – народ ханаанский, от родоначальника Хета, сына Ханаана. Хананеи это финикийцы. Название древней Армении было Хитти. В генеалогической таблице народов Хет считается 2-м (после Сидона) сыном Ха-наана (Быт., 10, 15). Хетты жили в Хевроне (Быт., 23, 3; Чис., 13, 30) и были весьма много-численны и сильны (Втор., 7, 1). При завоевании «Палестины» евреями они разделяли участь остальных хананейских народов – остались жить среди евреев (Суд., 3, 5). В северной Сирии и во всей Малой Азии находятся во множестве хиттитские надписи, писанные особыми иероглифами. По дешифровке язык этих надписей древнеармянский. Согласно Мовсесу Хоренаци, в Армении поселил евреев царь Тигран II Великий, (правивший в 95–55 гг. до н.э.), точнее, он дважды переселял евреев в Армению. Он направляется в «Палестину», по пути пленяет иудеев, и приступает к осаде Птолемиады. Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран пленил евреев ещё до того, как приблизился к ней, т.е. он захватывал иудеев Сирии. Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире и в селении Вардгеса, что на р. Касах. Ещё ниже, вкратце рассказав об этом поселке, Мовсес повторяет, что Тигран поселил в нём половину иудеев первого пленения, и стал этот посёлок городским поселением с торжищем. Второе пленение, согласно Мовсесу Хоренаци, произошло из-за того, что армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана. Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана. Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царём Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Ти-гран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам (Шамирам – армянское имя царицы Семирамиды), то есть в Ване. Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 г. до н.э., Мовсес ошибся: 2-я часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 гг. Из этих рассказов Мовсеса Хоренаци можно сделать несколько интересных выводов: армяне считали Иудею зоной своих интересов, а также проводили политику переселения евреев в свои города. Писатель V в. Фавстос Бузанда повествуя о нашествии персов во 2-й пол. IV в., почти всякий раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен: из 8 упомянутых городов, в 6 имелись евреи. Описывая нашествие персов при царе Сапоре II (310/80), Фауст замечает, что персы увели из города Арташата 40 000 армянских и 9 000 еврейских семейств; из Эруандашата – 20 000 армянских и 30 000 еврейских; из Зерагавана – 5 000 армянских и 8 000 еврейских; из Заришата – 14 000 армянских и 10 000 еврейских; из Вана – 5 000 армянских и 18 000 еврейских; из Нахичевани – 2 000 армянских и 16 000 еврейских семейств (360–370). Все эти евреи, согласно свидетельству Фауста, были первоначально переселены туда из «Палестины» царём Тиграном Аршакуни. «Всё это множество евреев, которое увели (персы) в плен из Армянской страны, великий царь Тигран привёл из Палестинской страны в древние времена... Великий царь Тигран всех этих евреев в своё время поселил в городах Армении». Рассказывая о нашествии персов на Армению, Мовсес пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены (в Армению) в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увели в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые в дни святого Григора и Трдата уверовали во Христа». Как видно, евреи родом из Иудеи не поддались ассимиляции, тогда как их эллинизированные соотечественники, жившие прежде в Сирии, легче приняли местные порядки, а затем вместе с коренным населением обратились в христианство. Выселяли персы именно иудеев и христиан. Важно, что если кто-то из евреев переходил в язычество, то его не трогали. По Синкеллу (I, 91) и армянским историкам (Самуил Армянский y Евсевия, Chron. Armen., II, 12) и Мовсесу Хоренаци, потомками "дома Тогармы" являются армяне. Но и хазары считали себя потомками Тогармы. Еврейские авторы называли иудеев-хазар «минеями», что напоминает и старое название армян. По рассказу сановника хазарского царя Иосифа евреи Хазарии бежали из "Армении…И бежали от них наши предки... потому что не могли выносить ига идолопоклонников". Хазары считали себя потомками позабывших веру утерянных колен Израиля, что согласуется с вышеописанной легендой о происхождении армян от врагов Вавилона. Потомками хазар многие считают евреев-ашкенази, а словом «Ашкеназ» Библия называет Армению. В дореволюционной «Еврейской энциклопедии» написано: «Некоторые учёные армяне утверждают, что именно их народ происходит от 10 Колен израилевых, причём указывают на некоторые обычаи, соблюдаемые армянами при резке скота и относительно видов животных, употребляемых ими в пищу». В статье о Турции там же сказано: «На востоке Турции, в вилайетах Ван и Мосул, живут евреи, которые считают себя прямыми потомками пленников в Ассирии и уведённых из Палестины армянским царём Тиграном III. От туземцев последние ничем не отличаются, кроме длинных локонов над висками. Из 5000 евреев Ванского вилайета только 360 человек остались верны еврейству, остальные приняли веру армян». Пленные евреи были уведены в Мидию, которая сопоставляется рядом с Персией (Esther r., l. c.; Санг., 98б и др.), причём она арийская страна, всё это указывает на Армению. Ара – название той местности, куда были отведены Пулом и Тиглат-Пилессером, ассирийскими царями, колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина (I кн. Хрон., 5, 26: "Халах, Хабор и Ару и реку Гозанскую") – очень схоже с названием Арарат. Предполагают также, что литургия Армянской Церкви имеет связь с музыкой Иерусалимского Храма. Армянское слово "шаракан" (песенник, пенсопения) легко свести к ивритскому слову "шир" ("шар"), что несет в себе идею из смыслового ряда "издавать соразмерные звуки, петь, прославлять". Труды А.Ц. Идельсона, Э. Вернера, Х. Авенари и др. выявили бесспорное родство григорианских песнопений с кантилляциями вавилонских и йеменских евреев. Эта преемственность отмечалась и в XIX в.: так, В. Стасов утверждал, что «все григорианские, амвросианские и прочие христианские мелодии... стоят на еврейских фундаментах». Одному из исследователей еврейско-армянского вопроса, Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал, что ещё в нач. ХХ в. крестьяне из сёл, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим. Бытует мнение, что ванцы – потомки евреев. Вообще самое название – Ван напоменает еврейское имя Баана (Ваана, Ваан). В Армении и в Турции существует религиозно-племенная группа – пакарадонцы. Они христиане, но не вступают в браки с другими армянами, не едят свинину, соблюдают Шаббат. Существует предание, что они – потомки вавилонских евреев переселившиеся на Кавказ во времена II Храма. Бывший президент Израиля Ицхак Бен-Цви описывал странный случай, который произошёл с его приятелем Хаимом Гринбергом. После революции Гринберг жил в Киеве и учился в университете. Однажды армянский профессор Егиазаров позвал его к себе в гости и ошеломил следующим заявлением: "Вы, конечно, изучали иврит. Так вот, если отбросить окончание, моя фамилия звучит так: Ехиэзер! В нашей семье есть предание, что мы – потомки евреев. Поэтому существует традиция давать детям еврейские имена и с теплотой относиться к этому народу..." Могу добавить, что живущие в моём Екатеринбурге армяне говорят, что любят давать детям еврейские имена, т.к. по их мнению предками армян были евреи. У классических писателей Халдеей называется страна, лежавшая в гористых местах Армении. Так, например, Страбон, говоря, что древнее название Халдеи было Халибы (Chalybes), определяет их жительство в Армении, в области Чёрного моря, близ мосхов и тибарян. Ксенофонт (Анабаз., 4, 3, 1–4) говорит о халдеях в горах Курдистана, между Арменией и Ассирией. По Амосу (IX,7) и Страбону (XIII,4,6), арамейцы спустились с берегов Куры в Армении к югу от Киликии. Напомню, что Авраам происходит из Ура Халдейского; язык евреев назывался арамейским, халдейским. Я думаю, не случайно греки смешивали халдеев с армянами. Видимо, их невозможно было отличить. Армения также упоминается в Талмуде как место прохождения евреев во время Вавилонского пленения. Между прочим, рассказывается, что в Антиохию были привезены пленённые евреи из Армона, под которой следует понимать Армению. Местом поселения угнанных Десять Колен Израиля называют страну Синим, название которой отдалённо напоминает один армянский топоним: Книга Бытия указывает первоначальное расселение потомство Ноя близ Арарата в Санаарской долине. Арменианская теория происхождения семитов разрабатывалась ещё Эрнестом Ренаном (Histoire gnrale des langues smitiques, livre V, ch. 2, § 6) и A.Я. Гаркави ("Исследование о первоначальном обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов"). Так, Э. Ренан выделяет 3 антропотипа евреев, но большинство ашкеназов относятся к арменоидному типу и его метисам. Выделяют ашкеназскую разновидность арменоидного типа. Антиох Великий переселил множество евреев в Апамею, не сирийскую, а расположенную во «Фригийской области» ("Древности", XII, 3, § 4). Согласно "Еврейским Сивиллиным книгам" (I, 261), гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег, находилась во Фригии, – следовательно сирийский царь переселял евреев в Армению. Почему европейские евреи называются Ашкенази? [Ашкен – армянское собственное имя, т.к. Западную Армению когда-то завоевали скифы («царство Магога»), народ иранского происхождения]. Ашкеназ, по Библии (Бытие, X, 3) и Армения у Иеремии (Иер., 51, 27, 28) упоминается в связи с царствами Арарот и Минни и рядом с Мидией как племя, враждебное вавилонянам. Почему именно в Армении по преданию живёт Вечный Жид? Почему 2-й сын Арама – Хул, под именем которого также подразумевается арамейская народность, то же, что Хул в Армении? Почему армян назвали армянами, то есть арамеями? Между прочим, до нас дошли надписи армянского царя Арташеса I на арамейском языке, сделанные на межевых камнях. Утверждают, что первые 100 лет церковные службы в Армении шли на армейском языке. А ведь арамейский язык был языком тогдашних евреев. Почему евреи и армяне так часто являются конкурентами? Наконец, почему отношение, восприятие армян и евреев окружающими народами очень схоже? Вот, русские поговорки: "Из двух котлов жидов черти выварили одного армянина", "где армянин прошёл, еврею делать не чего" и т.д. И евреи, и армяне пережили геноцид и погромы. И те и другие славятся как бизнесмены, а также юмором, высокой способностью к медицине и астрономии. Схожесть армян и евреев давно бросалась в глаза. В.Величко, например, писал: «Кто такие армяне? Основное их происхождение мало выяснено. История свидетельствует о слиянии с ними сперва во время вавилонского пленения, а затем после разрушения Иерусалима огромной массы евреев. С антропологической точки зрения они, в большинстве, крайние брахиценалы, т. е. короткоголовые и наиболее сходны в этом отношении, как видно из исследований Шантра, Эркерта, Потнюхова и др., с горскими евреями и сирохалдеями (айсорами). Английский учёный Бертин считает их людьми одного типа с евреями допалестинского периода». Даже существует выражение: «армяне – это евреи Востока». Согласно агадической легенде, десять колен Израиля проходили через Армению.
|
|