Боша – кто они?

Вот уже 73 года Айказ Никогосян живет в Канакере – знаменитом горном квартале Еревана. Он был женат 16 раз, причем первая жена у Айказа появилась тогда, когда ему было 15 лет. Хотя Айказ внешне практически ничем не отличается от других, он все же не армянин.
- Я боша, но по паспорту пишусь армянином, - говорит Айказ.
Очень мало известно об этой этнической группе, представителей которой армяне называют «боша». Считается, что они выходцы из Северо-Западной Индии, сами себя называют «Лом», хотя и не знают значения этого слова. Языком общения является исключительно армянский, однако и по сей день бытует тайный язык — ломаврен, который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка. Указанный язык используется при тайных разговорах, когда боша не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь.
Это наши, армянские цыгане.
Цыганские группы впервые появились на территории Армении в 11-12 вв. вследствие почти трехвековой миграции из северо-западных и центральных частей Индийского полуострова через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган, оторвавшись от основной массы своих соплеменников, осталась в Армении и в Малой Азии и впоследствии, приняв христианство армянского толка, положило начало формированию самобытной этнографической группы - армянских цыган - боша. В конце прошлого и начале нынешнего века на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50.000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша и т.д. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд. После геноцида 1915 года основная масса уцелевших от резни боша переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Конд, Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд (в основном репатрианты 1947-48 гг. из Греции). На территории Грузии боша обитают в городах Ахалкалака и Ахалцыха, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули. Общая численность боша, по нашим наблюдениям, приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. - в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.).
В 1901 журнал «Этнографическое обозрение» поместил обстоятельную статью В.Папазьяна об армянских цыганах-бошa.
«Ни один бошa никогда не был присуждён за преступление к тюремному заключению или высылке. Конечно, это можно приписать к тому, что среди боша никогда не бывает убийств и не обнаруживается каких-либо междунациональных преступлений, те же, которые бывают в своей среде, они ловко скрывают, подвергая виновного лишь суду старосты. В Турции и на Кавказе во всех кварталах городов есть полицейские сторожа, а в кварталах бошa это считается излишним, так как никогда не бывает беспорядков, чтобы потребовалось вмешательство полиции».1
«Женщина-бошa не ворует... мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит открытую дверь»
Бошa даёт взаймы без расписок, полагаясь лишь на честное слово, он не берёт проценты; «клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему»3 «Религиозное усердие, та вера, с которой они относятся к обрядам армяно-григорианской церкви, и уважение к духовным лицам, выражены подчас у армянских бошa гораздо сильнее, чем у армян...»
Далее Папазьян отмечает: «Но взглянув глубже, приходишь к заключению, что всё это делается лишь для виду, соблюдается одна внешность; нет у них представления о религии - они об этом не читают и не любят религиозных бесед или рассказов. Священников они слушают, уважают и боятся их проклятия, тем не менее, постоянно поступают наперекор самым элементарным положениям церкви».
«У бошa, как и у всех цыган, нет никакого истинного представления о религии. По его мнению, посещение церкви, зажигание свеч, почтение к священнику - это и есть религия. О Боге он знает, лишь механически повторяя то, что думают и говорят окружающие; он не молится вне церкви и смысла молитвы не воспринимает. Религия для него не больше, чем обычай».
- Да я армянин, брат джан, - смолит очередную сигарету Айказ. – Есть ванеци, апаранцы, кяварцы, а я боша. Но мы все армяне, в чем дело?
Последняя женитьба Айказа была всего год назад, но уже родился ребенок.
- Я уже сбился со счету, - смеется Ацказ на вопрос о количестве детей. – Пусть растут, самое главное, чтобы войны не было. Давай выпьем за это.
Давид Балаян

 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz