ЗОКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Зоки (самоназв. зок) – историко-этнографическая (субэтническая) группа армян, традиционно проживавших до начала 90-х гг. XX в. на территории Араксской области в уезде Гохтн (Голтн в древних источниках). Материал, посвященный традиционной культуре зоков, предоставлен молодыми информантами, которые являются энтузиастами и любителями своей родной истории и культуры. Временные рамки, к которым относятся данные сведения, определяются с 1910-х гг. вплоть до 1970-х гг. Традиционная культура зоков, будучи самобытной, в то же время по своим основным компонентам относится к общеармянскому культурному массиву. Устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. На современном этапе большая часть зоков, которая проживает в городах России (например, в Санкт-Петербурге) придерживается либо местных русских традиций, либо общеармянских.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
История Гохтна уходит своими корнями в глубокую древность, поскольку является
одной из исторических областей формирования армянского народа. Находящиеся там
города располагались на пересечении торговых путей, что повлияло на их экономический
и политический рост. Зоки исповедуют христианство армяно-григорианского толка.
Как уже отмечалось, по мнению известного арменоведа К. Патканова, эта группа
получила прозвище «зок» за особенность своего диалекта, который по некоторым
показателям является одной из древних форм восточного варианта армянского языка[i].
В литературном источнике конца XIX в. по истории Араксской области делается
предположение о неармянском происхождении зоков, «которые приняли язык богослужения
и религию у армян»[ii]. Отличались они от остальных армян и по антропологическому
типу, поскольку были голубоглазыми и светловолосыми[iii]. Зоки идентифицируют
себя с армянским этносом, но среди остального армянского населения принято считать
их «армянскими евреями». Историческую связь древнееврейского и древнеармянского
народов подтверждают свидетельства об Армении в Ветхом Завете, которая упоминается
под названием, не встречающемся более ни в каком другом историческом источнике
Передней Азии, а именно: «Тогарма» или «дом Тогармы» (Быт., 10, 3; Иезек., 27,
14, 38, 6). Потомки еврейских пленников, уведенных из Иерусалима вавилонским
царем Навуходоносором II (VI в. до н. э.), в большом числе проживали в прилегающих
к Армении царствах Парфянском и Персидском[iv]. Армянский историк Фавстос Бузанд
(V в.) утверждал, что армянский царь Тигран II (95 – 55 гг. до н. э.) в результате
военного похода в 69 г. до н. э поселил множество иудейских пленников из Палестины
в городах Великой Армении[v]. Он же сообщает, что персы в IV в., при царе Шапуре
II, «разрушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю Армянскую страну
и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали
всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже
взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств
евреев и увели вместе с другими пленными»[vi]. Именно этот регион Нахчевана
(с X в. Нахичевана) совпадает с местом проживания зоков до 1989 – 1990 гг. Фавстос
Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян
и евреев. Так, он замечает, что персы в период с 360 по 370 гг. увели из города
Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20
тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских
и 8 тыс. еврейских семейств, Заришата – 10 тыс. армянских и 14 тыс. еврейских
семейств, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских семейств[vii]. В свое
время Я.А. Манандян писал, что «приведенные числа не имеют исторической ценности»,
что у Ф. Бузанда, «черпавшего свои сведения из народного предания, цифры всегда
чересчур преувеличены, а иногда даже баснословны». В то же время он заметил,
что «не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы... составляли в Армении значительную
часть городского населения»
Исторические свидетельства о населении Нахичевана имеются в труде армянского
историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй». Он сообщает, что в самом
начале XVII в., во время правления иранского шаха Аббаса I, множество семей
армян были выселены из городов Армении, в том числе из крупного города Джуги
и переселены на другой берег р. Аракс, в глубь Ирана, где в окрестностях Исфахана
(тогдашней столицы Ирана) они основали город Нор-Джуга (Новая Джуга)[ix]. В
период правления иранского шаха Аббаса II в 1659 г. был издан указ, в котором
«армянам, а с ними вместе и племени гебров (от библ. традиц. – иври, в англ.,
фр. яз. – hebrew(u), в рус. яз. – евреи) предписывалось уйти оттуда и переселиться
туда, где устроились ереванцы, даштинцы и джугинцы то есть рядом с г. Нор-Джуга[x].
Город Нор-Джуга вскоре прославился своим богатством и торговыми связями. Но
в 1722 г., воспользовавшись кризисом персидской державы, афганцы заняли столицу
Персии Исфаган и разорили г. Нор-Джугу, при этом они взяли огромную контрибуцию
с этого города, что вконец ослабило положение армянского населения.
РАССЕЛЕНИЕ.
До 90 гг. XX века. зоки проживали в селах Верхний и Нижний Акулис, Аза (побережье
р. Гиран), Азнаберд, Ариндж, Агри, Анапат, Бист, Бохрут, Гандзак, Гахерецик,
Гочен, Дер, Диза (недалеко от Ордубада), Эджин (с конца XIX в. – Яйджи), Хурс,
Месропаван, Навуш, Ордубад (или Ордвар), Рамис, Вананд, Танакерт (армяне жили
до 1990 г.), Трунис (Труник), Цхна, Килит (от перс. – ключ, покинут армянами
в сер. XIX в.), Тотам (от араб. – хна, красящее средство), армяне ушли в XVIII
в.).
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ЖИЛЬЕ.
Один из последних источников по этнографии зоков относится к концу XIX в. По
этому описанию, поселение зоков было «построенное на азиатский лад с кривыми
узкими улицами... Дома устроены опрятнее...»[xii]. По словам автора, в Гохтне
в XIX в. существовало три типа домов: старые армянские, более новые, построенные
в персидском стиле, и новые типа европейских. Комнаты выглядели в полуперсидском
– полуевропейском стиле (данные за 1896 г.). В XIX в. в крупном селении Акулис,
где жили зоки, имелись «несколько церквей и упраздненных монастырей, при которых
учреждались школы, где было восемь учителей и четыреста учеников». Сама церковь
была больших размеров, с богатым интеръером. Купол ее, по свидетельству очевидцев,
был разрисован, «как в татарских мечетях, сероватыми красками»[xiii]. Согласно
собранным А. Е. Тер-Саркисянц в 1978 г. полевым материалам исследований в Ордубадском
районе Нахичеванской АССР, в сел. Верхняя Аза были традиционные одноэтажные
глинобитные дома с плоскими крышами, земляными полами, причем строительство
жилищ такого типа наблюдалось еще не только в начале XX века, но и в 30 – 40-е
и даже в 60-е годы. Дома строились окнами во двор, который был окружен высоким
глинобитным забором. Второй тип сельского жилища был отмечен ею в сел. Цхна.
Это были большие двухэтажные дома, состоящие из 3-5 комнат, с балконами по верхнему
этажу, с аркообразными окнами, просторными подвалами для хранения продуктов
и вина; рядом с ними сохранялись еще более старые традиционные жилища – hацатуны
с четырьмя, нередко украшенными резьбой, столбами.
По сведениям информантов, зоки праздновали многие христианские и дохристианские праздники. Но сейчас они отмечают лишь некоторые из них. Праздник Вардавор начинался с того, что все, поздравляя, обливали друг друга водой. Женщины, нанизав на ветку яблоки и цветы, шли в церковь, где священники обливали их освященной водой[xxi]. В селе зоки собирались вокруг пожилой женщины, сторожившей поднос с зеленой пшеницей и яблоками и розами – хндум, и начинали петь и танцевать. Затем эта женщина ставила поднос себе на голову и танцевала с ним некоторое время, пока кто-то из молодежи не сбивал хндум с ее головы, после чего все присутствующие бросались собирать розы и яблоки.
Праздник Богородицы широко праздновался в сел. Верхний Агулис. За неделю до него обычно постились, совершали паломничества в церковь Богородицы, где на рассвете несколько раз вокруг нее обходили. В Агулисе было 11 церквей, и все их священники вместе с паствой во время этого праздника обходили крестным ходом. В этот день совершалось жертвоприношение петуха или барана, которое называлось – шатак (общеарм. – матах).
Праздник Амбарцум (Вознесение) в народе был связан с поверьем о том, что деревья в этот день между собой разговаривают, поэтому старались ночью не заснуть, чтобы загадать желания. Также с вечера до утра перед праздником измеряли стебель розы, и если к утру он вырастал, то верили, что загадавший будет жить долго. На Амбарцум многие шли на окраину селения Агулис, где находился священный камень, на котором, по убеждениям местных жителей, в этот день появлялся крест. Обязательной традицией было приготовление молочного супа –катнов или танов апур.
На новогодний праздник Навасард обычно готовили обрядовую hарису (hариса или ариса представляет собой кашу из замоченной заранее крупной пшеничной крупы (коркот) с кусками мяса курицы, индейки или свинины, сваренной до тягучей консистенции) и вечером угощали ею всех членов семьи, подавая при этом семь видов фруктов.
К.Э. Григорьян
научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН
Назад/Back |