Словно в ознаменование своего юбилея «Юсисапайл» был вынужден пропустить месяц «трэ» (11 ноября - 10 декабря), и потому сто первый номер вышел 25 декабря 1999 года.
В официальном органе Армянской Апостольской церкви журнале «Эчмиадзин» за октябрь-ноябрь 1999 года было перечисление поздравлений Гарегину Нерсисяну в связи с его избранием в качестве Католикоса всех армян:
В списке упомянуты и московские писатели Давид Балаян и Альберт Оганян. 20 ноября Католикос прислал благодарственное письмо через епархию, но оно не было передано адресатам.
Напомню, за архиепископа Гарегина Нерсисяна было подано 263, а за архиепископа Нерсеса Позапаляна – 176 голосов.
18 ноября в офисе Норика Мурадяна в районе Савеловского вокзала (2-я Квесисская улица дом 23) состоялось формальное объединение «Миацума» с Московской армянской общиной, а по сути, простая передача учредительных документов и печати этой организации.
Параллельно с этим на одной из подмосковных дач прошла встреча Левона Айрапетяна, Ара Абрамяна и Юрия Лалаяна с рядом активистов общины, на которой было высказано намерение мобилизовать серьезные силы с целью создания новой единой структуры, не исключая покупки дома для ее базирования.
Все эти олигархи пришли 7 декабря 1999 года на Армянское кладбище в качестве сопровождения Управляющего делами Президента РФ Пал Палыча Бородина (как позже выяснилось, близкого друга и соратника Ара Абрамяна).
ГОДОВЩИНА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
7 декабря в 10 часов утра траурный венок к памятнику-хачкару на армянском кладбище Москвы возложил Управляющий делами Президента РФ П.П. Бородин. В интервью, данном нашему корреспонденту, Павел Бородин, в частности, сказал:
«7 декабря 1988 года в Армении произошло то чудовищное землетрясение, которое унесло десятки тысяч человеческих жизней, превратило в развалины дома и целые города.
Вот уже 11 лет миновало с того страшного дня поистине библейской трагедии, дня, потрясшего всех нас горем и ужасом.
Нет, конечно, слов, могущих утешить боль людей, потерявших близких и кров. Но есть человеческие чувства сострадания и участия, есть готовность подставить плечо, прийти на помощь, разделить боль и горесть.
Казалось, весь мир тогда стал миром доброты, милосердия и человеческой солидарности.
И в первых рядах была Россия, была Москва.
Тяжелыми самолетами доставлялась за тысячи километров в зону бедствия мощная техника для спасения людей из-под завалов, непрерывным потоком направлялись эшелоны со строительными материалами, перебрасывались целые строительные управления.
Да, друзья всегда протягивают руку помощи в беде. И в том уникальном порыве россиян, которые несли одежду, продукты питания и деньги, сдавали кровь, отправлялись добровольцами, принимали пострадавших, - в этом, повторяю, уникальном порыве не было ничего искусственного, продиктованного моментом.
Этот единый порыв россиян стал высшим проявлением понимания общности своих корней, общности своей истории и судьбы, своего братства, испытанного веками, освященного свершениями наших предков.
Мне уже доводилось излагать свои мысли об этом нашем братстве еще пять лет назад, в марте 1994 года, когда я принимал участие в вечере в посольстве Армении, посвященном юбилею московской армянской газеты “Северное Сияние” (см. главу 13 – примечание ДБ), которая действительно является одним из ярких летописцев нашей совместной истории.
Да, мы вместе!
Мы вместе живем, вместе работаем, вместе радуемся и вместе горюем. И, несмотря на все тяготы и неразбериху сегодняшней жизни, мы вместе верим, что придет время Добра, Справедливости и процветания.
И да поможет всем нам Господь!»
Затем в гостинице “Космос” прошел вечер, посвяшенный очередной годовщине Спитакского землетрясения. Он был организован возглавляемой Нориком Мурадяном общественной организацией, которая теперь называется Московская армянская община “Миацум”. На армянском языке было только одно выступление - президента Форума армянских организаций Европы Тороса Сагиряна (Швейцария).
Тем временем «Миацум» получил негласное указание активизировать работу по содействию строительства Кафедрального собора на Олимпийском проспекте. С этой целью 15 декабря в офисе этой организации было проведено расширенное заседание Совета, на котором выступила Гоар Успенская, ближайшая сподвижница архиепископа Тирана. Она заявила, что все, кто не помогают строительству, не могут считаться армянами. Многих это явно покоробило, но никто не осмелился возразить. Пришлось мне выступить с резкой отповедью, указав на многочисленные факты непрозрачности процесса сбора пожертвований и самого строительства. Я подчеркнул, что «Юсисапайл» всегда придавал первостепенное значение теме строительства Храма, но не собирается вычеркивать из списка армян тех, кто в силу тех или иных причин воздерживается от дальнейшей помощи, пока не увидит отчеты.
Надеюсь, реакцию самого Тирана Кюрегяна, которому доложили об этом моем выступлении, нет нужды описывать…
В номере были также следующие материалы:
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ АРМЯНЕ США
усскоязычных армян, но, прежде несколько слов о «месте происшествия». Армянский Собор Святого Вартана — красивое здание, несколько необычное для современной архитектуры, расположенное в самом центре Нью-Йорка, в Манхэттене, на углу 34 стрит и 2 авеню. Это первый собор Армянской Церкви, возведенный в Америке и освященный в 1968 году. Здание построено по образцу одной из армянских церквей седьмого века, архитектура которого в то же время сочетается с простотой и открытостью пространства, свойственным современным зданиям. Великолепен и его интерьер. Главный алтарь расположен в восточной части храма, что традиционно для многих христианских церквей. Крест на главном алтаре — армянский. Он сложнее, чем обычное простое пересечение прямых линий и исполнен в мраморе. Яркие, многоцветные витражи окон с изображениями библейских сюжетов, известных людей и памятных событий из истории Армянской Церкви, в том числе из жизни Христа, изображение Ноева ковчега на горе Арарат...
«Хозяин» этого Дома — молодой, интересный, широко образованный, серьезный и вдумчивый Мартирос Чевян, настоятель Собора Святого Вартана, охотно согласился ответить на мои вопросы.
— Отец Мартирос, расскажите о себе.
— Родился в США, в Провиденсе, в 1951 г. Дедушка и бабушка были эмигрантами-беженцами, спасшимися от геноцида. Окончил социологический факультет Рой-Айлендского университета, а в 1976 году — ортодоксальное богословское отделение Русского центра Святого Владимира, получив звание магистра. После уехал в Армению, в Святой Эчмиадзин, где преподавал английский язык, изучал армянскую историю и культуру, совершенствуя свой армянский. Вернувшись в США, в Чикаго, начал работать в армянской церкви старостой. В 1981 году, получив приглашение от архиепископа Торгома Манукяна, переехал в Нью-Йорк и стал работать руководителем учебной части духовной академии Святого Нерсеса. Спустя несколько лет архиепископ Хажак Парсамян предложил мне должность настоятеля собора Святого Вартана.
— А сколько армянских соборов в Нью-Йорке и какова организационная структура армянской конфессии в США?
— На американском континенте имеется еще два собора, один — в Лос-Анджелесе, другой — в Канаде, в Монреале. Армянских церквей же только в Нью-Йорке (городе, а не штате) — шесть, а в Западной части США (не считая Калифорнии) — шестьдесят.
— Среди ваших прихожан есть русскоязычные армяне или представители других национальностей, к примеру, русские?
— Прихожане собора не только американские армяне, но и выходцы из Турции, Ливана, Сирии, Греции, даже Эфиопии. Есть выходцы из бывшего СССР (соотношение примерно 50 на 50). Русские же — в основном те, кто состоит в смешанных браках.
— Известно, что в 90-ые годы в США, в частности в Нью-Йорк, прибыли армяне-беженцы, в основном из Азербайджана, которые, увы, не знают армянского, и языком их общения является русский. Насколько мне известно, при соборе создана община русскоязычных армян. Что вы хотели бы сказать по этому поводу?
— Такая община действительно есть, но она еще находится в стадии организации. Оптимизм внушает то, что в последнее время, где-то с прошлого года, к нам стали приходить русскоязычные армяне, это не только бывшие бакинцы, но и москвичи, тбилиссцы, из других регионов бывшего СССР. Для их сближения, для направления их деятельности, для адаптации в Америке, был создан временный Совет, в ближайший месяц-другой будет выбран на общем собрании общины новый по составу, постоянно действующий Совет.
— В связи с тем, что вы сейчас сказали, интересно было бы узнать, по каким критериям вы, как куратор этой общины, будете, скажем так, рекомендовать людей в этот Совет? Исходить из принципа, чтобы член Совета был, прежде всего, верующий или мог бы быть атеистом, образованным или необязательно, способным организатором, но самостоятельным в своих решениях, или послушным вам?
— Для меня лично не имеет принципиального значения то, о чем вы говорите, так как будущий новый Совет, как я уже сказал, будет избран, а не назначен мною, на общем собрании общины и в Совет войдут те, кому доверяют люди, кого они знают и уважают. Будет решаться вопрос и названия общины, будет ли она «общиной армян — выходцев из бывшего СССР», или, как я предполагаю, «общиной новоприбывших армян». Для меня, как настоятеля собора, важны, прежде всего и в первую очередь, две вещи: приобщение к Богу новых прихожан и их «арменизация». Именно поэтому нежелательно разделение русскоязычной части общины от англо-армяноязычной. Так быстрее произойдет сближение всех новоприбывших армян.
В Нью-Йорке проживает большое число армян, выходцев из различных городов бывшего СССР, имевших в прошлом богатый опыт творческой и организационной работы. Их опыт весьма пригодился бы здесь, на пользу общине, как бы она ни называлась, и Собору. Это живущие в Нью-Йорке Герасим Лисициан (сын известного певца Павла Лисициана), Юра Цатурян (ученый), Юра Каспаров (президент американской компании «Kasparov Enterprises International»), Левон Симонов (профессор, доктор наук, американский предприниматель), Сергей Даниелян (президент российско-американской фирмы «Ардани», устраивающей гастроли в США выдающихся творческих деятелей, в том числе армянских, в прошлом году этой фирмой были организованы гастроли здесь Майи Плисецкой в Карнеги-холле), Азат Мирумян (режиссер-кинодокументалист), Виталий Наджаров (американский бизнесмен-строитель), Жанна Мелкумова (имиджмейкер, выпускница Сиэтлинской Академии красоты), Света Карамян (филолог, здесь работает медиком). Сюда можно добавить и совсем молодых, получивших уже американское образование: брат и сестра Лева и Таня Улубабовы (первый — медик, вторая — преподавательница английского языка в американской (!) школе), Стасик Каприелов и Тимур Тагиев (оба работают на телевидении и радио WMNB), известный художник Валерий Баяхчян, Эла Маркова, Лиля Григорян, Женя Гарамова и многие многие другие.
Тэд ОСЕПЯН
(Нью-Йорк)
ЮБИЛЕЙ ВЕЛИКОГО КОМИТАСА
20 ноября в московском концертном зале им.Чайковского отмечалось 130-летие великого армянского композитора Комитаса.
Перед концертом присутствующие минутой молчания почтили память жертв 27 октября. Участников приветствовали президент организации «Российско-армянское сотрудничество» Сейран Багдасарян, секретарь Союза композиторов РФ Юрий Коренев и Глава Российской и Нор-нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Тиран Кюрегян.
На концерте выступили чтец Арамаис Абрамян, певица Ирина Мусаелян, солистка петербургского оперного театра Сусанна Мартиросян, народный певец Саак Саакян (г. Долгопрудный Московской области). Народная артистка Армении, профессор Московского музыкального университета им. Гнесиных Мария Гамбарян исполнила фрагмент из «Литургии» Комитаса в своей обработке. Талантливый молодой пианист Никита Мндоянц исполнил произведения Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна и свои собственные. Концерт завершился выступлением заслуженного коллектива Армении - струнного квартета им. Комитаса, исполнившего произведения Комитаса.
Вечер был организован «Российско-армянским сотрудничеством» и посольством РА в РФ. На мероприятии присутствовали чрезвычайный и полномочный посол РА в РФ Сурен Саакян (вызвало всеобщее удивление то, что он не выступил), российские государственные и культурные деятели, представители Московской мэрии и члены армянской общины.
Продолжение следует