Гарегин НЖДЕ
Открытые письма армянской интеллигенции
“Критиковать, значит, болеть душою”
“О грехах говорю, не о грешнике”
Письмо пятое
Церковь.
Она должна пересмотреть свое неправильное понимание христианской любви, чтобы прекратить считать слабость добродетелью и убивать волю нашего народа.
Неверно поняла она тайну христианской любви и вследствие этого на протяжении веков стала причиной беспримерной трагедии нашего народа.
Любит тот, кто силен, кто богат душою, в ком сила бьет через край.
Бесплодна любовь слабого.
Прощение - раболепие слабого.
Христос любил, поскольку был силен, он любил потому, что был могуч до уровня любви и прощения.
Его личная жизнь должна стать ориентиром для церкви.
Тайна его смерти - героическая жертвенность.
Он пожертвовал собою, потому что был героем идеи.
Только мужественный, смелый, только герой может пожертвовать собой.
Слабый не способен ни на любовь, ни на самопожертвование,
Народ, не способный на две эти добродетели, обрекает свое существование на произвол судьбы,
Не тот христианин, кто неправильно понял стихию христианского учения, запутался в суевериях и ослаб до стадии исчезновения, а тот, в ком есть хоть доля христианства " хоть искра души богочеловека".
Он был всемогущ, всесилен - мы должны быть, по крайней мере, могучими и сильными, чтобы суметь любить и жертвовать собой.
Ошибалась, жестоко ошибалась наша церковь, проповедуя мораль нищих и обездоленных.
Впредь она должна говорить о мужественном народе, способном на любовь и самопожертвование, если хочет, чтобы хоть следы христианства остались в Малой Азии и Армении.
Сильный и мужественный народ, такой, который способен презреть смерть во имя своего существования!
Так должен жить не только армянский народ, но и армянская церковь.
Самозащита армянского народа - вот новая вера армянской церкви.
И если не воспримет она эту истину, не станет исповедовать, распространять денно и нощно эту спасительную идею, если всеми доступными ей методами не будет содействовать делу нашей самозащиты - тогда она обречена на гибель.
***
Пресса.
Ее обязанность - давать народу сжатую правду,
Цель - осветить истиной путь народа в будущее. Нет у прессы этого призвания, значит она - никому не нужный паразит, и понапрасну содержат ее народы за свой счет.
К несчастью, за некоторыми исключениями, такой является наша армянская пресса.
Слухоописательство, а не пресса - означает, что мы пока не созрели, что не можем обнаружить внутренние сложности нашей жизни, высветить их, и вместо этого занимаем нашу мысль окружающими нас событиями, слухами.
Для нас пока представляет интерес лишь то, что происходит вне нас или касается нас лишь внешне.
Подобное умонастроение господствовало в нашей журналистике практически с момента ее зарождения.
Спасение извне - этого достаточно, чтобы журналистика воодушевилась благоприятными внешними признаками, сочувственной улыбкой некоего дипломата, проармянским высказыванием какого-нибудь известного европейца, деятельностью в пользу армян какого-нибудь миссионерского общества, проармянской резолюцией какого-нибудь пацифистского конгресса, чувственной речью какого-нибудь парламентария после какой-нибудь армянской резни и, наконец, такими событиями, которые не имеют никакого реального значения для самозащиты или спасения народов.
И так целые десятилетия!.. И никто не понял, что таким образом становится соучастником армянской трагедии, уводя внимание народа от его единственного спасительного оружия - самозащиты.
Бывали высказывания в прессе, часто даже агитация в пользу самозащиты, но все это половинчато, не без предрасположенности к внешним силам, и потому - полуправда, бесполезно.
Журналистика, которая на протяжении десятилетий, после тысяч и тысяч жертв, не смогла указать на истинные причины бедствий своего народа, найти некую общую картину и попытаться сделать ее психологией масс.
Журналистика, некоторые органы которой по отношению к внешним силам снисходительны, угодливы, льстивы, а к себе, к своему народу -раскольники, нетерпимы и высокомерны.
Журналистика, некоторые органы которой руководствуются проходными добродетелями или, восславляя силу и обаяние больших народов, подлым образом презирают свой собственный.
Журналистика, которая возбуждает групповые страсти и не способна понять одну простую истину, что самозащита народа - общее дело, в котором разные течения, разные направления должны быть единодушны.
Журналистика, которая после продолжительных панегириков надеждам на помощь извне, сегодня, разочарованная, поносит налево и направо все народы и языки, не в состоянии понять, что если армянский народ не стремился, не прибег к самозащите и подвергся избиению, то виноваты в этом не другие.
Журналистика, с одной стороны день ото дня кричащая о том, что армянский народ стал жертвой стремящихся к мировому господству народов и, сам того не сознавая, погряз в перипетиях дипломатии, с другой стороны до смешного, по-дилетантски, рассуждающая об ориентациях.
Такая журналистика армянскому народу не нужна.
Также как и армянская церковь, армянская пресса должна духовно обновиться.
Репортеров у нас много, даже в избытке; сегодня нужна обновляющая публицистика.
Журналистика, которая безошибочно определит все беды нашего племени, предложит радикальные методы, которая подвергнет переоценке наше прошлое и найдет новые истины, которая высветит трудности нашего народа и выявит его скрытые добродетели, которая увидит опасность, подстерегающую наш народ и станет набатом его духовного вооружения.
Пресса, наконец, которая освободится от проиностранных умонастроений и будет проповедовать мужество, которая, вместо развалин и останков, будет говорить о героическом народе и так до тех пор, пока армянство, гордо стоящее на своем нагорье, не докажет миру, что оно -мужественное и храброе - хозяин своей родины и судьбы.
Письма первое, второе, третье, четвертое
Назад/Back |