|
Давид Балаян
"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое
Глава десятая
20 августа 1993 года в «Общей газете» (№5/7) выходит статья Марины Павловой-Сильванской «Грибница. В Москве соединенными силами действует сербское
и армяно-карабахское лобби»

Это была очень тенденциозная статья, где в одну кучу свалили патриотов,
сербов, Конференцию духовно близких народов (организатор Олег Румянцев) и Ассамблею
Сержа Джилавяна.
«Кто же играет с Олегом Румянцевым в его поствизантийские игры?» - вопрошает
автор и сама же отвечает. – «Сербы, духовные лица Русской православной церкви
(Чаплин, Ашурков и Полосин, а приветствовал собравшихся специальным посланием
сам Алексий Второй) и армяне».
Последняя «составляющая» заслуживает (по мнению автора статьи) особой расшифровки.
«…Присмотримся поближе ко всем армянским участникам встречи, в том числе и тем,
кто значится членами российской делегации или наблюдателями. Получается, что
перед нами главным образом представители армянской диаспоры в Москве (среди
них Д.Абрамян, главный специалист Конституционной комиссии, опора Румянцева)
и столичные же радикальные защитники интересов Нагорного Карабаха (делают они
это в известной мере по собственному разумению, без благословения Степанакерта).
Показательно, что проведение встречи оплачивали глава концерна «Гоар» С.Джилавян,
выходец из Карабаха, ныне возглавляющий московскую диаспору армян и Международную
армянскую ассамблею, а также издатель «Собеседника» Л.Айрапетов. Финансировали
щедрой рукой - был и обед на пароходе «Св. Георгий», стоящем на приколе возле
Хаммеровского центра, и концерт в «России», на который специальным самолетом
привезли исполнителей из Армении, и прием. В отличие от сербских денег, «напуганных»
санкциями и потому трудно обнаруживаемых, армянские вылезают в этой истории
изо всех щелей. С баснословно состоятельным и афиширующим свое богатство Джилавяном
(по его собственным словам, нажившим его в Узбекистане на трикотажном, обувном
производстве и строительстве, а по другим сведениям, главным образом на торговле
хлопком) недавно имели возможность познакомиться зрители «Останкина», у которого
он ради саморекламы купил чуть ли не час экранного времени. (см. здесь - примечание автора)
По первому каналу показали особняк на Воробьевых горах (когда-то в нем жил A.
Косыгин), арендованный за бешеные доллары у мэрии; именно там проходил заключительный
прием в честь заседания Оргкомитета духовно близких народов. Всем нам дали возможность
обозреть «линкольн», купеческую обстановку... А главное - послушать речи самого
«крестного отца» Конференции и трех других ее основателей - архиепископа Тирана
Кюрегяна, Д.Абрамяна и B. Мелконяна (два последних - заместители Джилавяна по
Международной армянской ассамблее). Где еще такое услышишь? Ведущий спрашивает
Мелконяна, не выйдет ли, что московские армяне соединяются, соединяются, а потом
«получится такая ма-а-а-фия?» И слышит в ответ, что мафия это совсем неплохо,
это содружество, семья, люди, на которых можно положиться.
Затем ту же тему начинает развивать сам Джилавян (цитирую по фонограмме): -
Мой цель есть такой, чтобы наоборот и преступный мир тоже превратить к жизни,
их привести просто к жизни, дать работу им, чтобы они заработали себе деньги
на жизнь и бросили остальные все эти ихние действия. Я почему-то вот в этом
именно спектре впервые дошел к взаимопонимянию с ними, и они пошли на это...
Я собрал почти, в общем, весь этот мир и поговорил с ребятами и они все согласились».
Джаба Иоселиани, наверное, лопается от зависти. Дальше — больше. Побеседовав
с Д.Абрамяном о создании теневого армянского правительства в Москве, ведущий
спрашивает у Джилавяна, примерно так же, как Петька в свое время у Василия Ивановича:
— А вдруг Вам предложат стать президентом Армении?
- Ну нет, президент Армении, это не моя часть, я этого не хочу... Но если народ
в безвыходном положении будет, то я не откажусь.
Все, приехали. Такая вот выходит «духовная близость» между Джилавяном, Абрамяном
и Мелконяном и Румянцевым, который, по слухам, был в Армении лишь од-нажды,
но тем не менее с недавнего времени возглавляет Общество армянско-рос-сийской
дружбы. Я искренне рада, что Е.Амбарцумов, о согласии которого участвовать в
Конференции заявил О.Румянцев, проявил осторожность, не войдя в Оргкомитет,
а «засветился» только на заседаниях Оргкомитета, проходивших в помещении Парламентского
центра, генеральным директором которого является К.Лубенченко, тоже живо интересующийся
«духовным родством» и сербскими делами. Присутствовавшие же советник Президента
С.Станкевич и член Президентского совета А.Мигранян, если верить газетам, вошли
в Оргкомитет. Участники встречи удостоились и приема со стороны А.Руцкого.
Остается прибавить, что в начале июля делегация России, в которую вошли три
участника заседания Оргкомитета Конференции духовно близких народов - председатель
комитета по связям с общественными, религиозными и благотворительными организациями
ВС РФ В.Полосин, архимандрит Ф.Ашурков и эксперт Комитета по международным делам
и внешнеэкономическим связям ВС РФ В.Сироткин, приняли участие в состоявшейся
в Греции международной конференции «Православие и новые европейские реалии».
Но кроме того Полосин заявил там протест против того, что западная печать сознательно
клевещет на Сербию, представляя православных сербов жестокими варварами и виновниками
войны».
Далее автор пишет -
«Важный вопрос: что московским армяно-карабахским кругам Сербия? Их политическая
идея фикс заключается в том, что НКР следует войти в Россию; они вообще выступают
за самый тесный союз Армении с Россией. Как объяснил мне один армянский журналист,
для карабахцев с их идеологией жителей крепости, со всех сторон осажденной тюрками,
такая ориентация более сущностна, чем для получившей независимость Армении.
Обращение к старшему христианскому брату кажется им единственным выходом…
«Почему я тем не менее все время подчеркиваю, что московское армяно-карабахское
лобби действует в автономном режиме? Джилавян прямо говорил, что его начинания
не встречают поддержки ни у официальных, ни у неофициальных властей Еревана.
Суть конфликта писавший о нем Д.Фурман определил как борьбу «новой, сложившейся
в Армении элиты за полноту власти с элитой диаспоры (в том числе и российской
диаспоры). И это борьба более новой, более реалистической, «нормальной» государственной
философии с мифологией, переживанием травм прошлого и «комплексом неполноценности».
На политической арене все это отражается в противостоянии между Армянским общенациональным
движением Л.Тер-Петросяна и дашнаками, обладающими властью в Карабахе…»
И в заключение то, ради чего писалась эта сумбурная статья: оказывается,
что восточно-христианская духовная общность, укрепляя православное пространство,
может создать для России множество проблем.
Мы тогда еще не знали, что за Джилавяном и его соратниками, участвовавшими
в той приснопамятной передаче, уже началась охота.
Продолжение следует
Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, |
|