|
Давид Балаян
"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое
Глава шестая
В те годы тон, все-таки, задавали энтузиасты и романтики, а люди, преследовавшие
личные интересы, еще были в меньшинстве. Один за другим возникали разнообразные
самодеятельные структуры – Комитет милосердия «Барев дзес», Московский центр
армянской культуры (МЦАК), Армянский камерный хор, Армянский театр, «Армянское
демократическое движение». Апофеозом стало создание «Московского армянского
культурного общества» (МАКО), зарегистрированного Моссоветом 20 июня 1989 года.
К открытию съезда АОД, который планировался провести в ноябре в Ереване, руководство
общества задалось амбициозной целью выпустить первый номер своего печатного
органа - газеты «Армянский вестник» на двух языках.
31 января 1916 года в Москве вышел в свет первый номер еженедельного журнала
«Армянский вестник», основанного А. К. Амировым. Он просуществовал до марта
1918 года. Прекращение его выхода оказалось неожиданным, тем более, что подписка
на журнал на 1918 год была проведена.
Последний номер журнала - № 4-5 за 1918 год был препровожден передовицей - «Москва.
15 марта 1918», достаточно знаменательной.
В ней. в частности, говорилось: «События развиваются с небывалой быстротой.
Пожар русской революции перебросился за пределы Российского государства. Для
армян - возможно это начало нового периода, возможно, это конец «дипломатического
периода» армянского вопроса, открьшающий в нем иную эпоху - реального государственного
существования».
…И вот через 70 лет, 28 октября 1989 года, - в разгар пожара перестройки -
в офисе кооператива на улице Кржижановского собрались несколько человек, чтобы
начать работу над первым номером газеты «Армянский вестник». Среди собравшихся
были Еновк Лазьян, Грачик Мартиросян, Рубен Ширинян и автор этих строк, которые-то
и образовали первую редакцию газеты. Председатель правления МАКО Ваган Эмин
предварил эту встречу официальным заявлением о том, что правление никак не будет
вмешиваться в редакционные дела и свою задачу видит в обеспечении финансовой
и организационной поддержки.
И, действительно, во многом благодаря именно усилиям, в первую очередь, Вагана
Эмина и Мирана Мнеяна удалось в кратчайший срок преодолеть массу трудностей:
получить разовое разрешение от Московского горкома партии (напоминаю - в то
время периодическую прессу можно было издавать только с согласия Идеологического
отдела ЦК КПСС) и финансы от Союза кооперативов Армении.
Подготовленные материалы в Ереван повез сам В. Эмин, где организовал набор и
печатание газеты в типографии ЦК КП Армении, а первыми ее увидели на своих креслах
делегаты съезда АОД, начавшего 4 ноября 1989 года свою работу в Ереване.
Первый номер «Армянского вестника» был на 4-х полосах и наполовину состоял из
армянской части. В дальнейшем объем газеты был увеличен вдвое.
В редакционной статье мы писали:
«Процессы обновления, происходящие в СССР, способствовали пробуждению национального
самосознания и у армян внутрисоюзной диаспоры. Армяне Москвы не остались безучастными
к борьбе Арцаха за восстановление исторической справедливости, к судьбам соотечественников
в Сумгаите. Кировабаде и Баку... Трагедия, постигшая Армению - разрушительное
землетрясение - сплотила московских армян, были образованы комитеты помощи пострадавшим,
организовано дежурство в больницах, проведен сбор средств...
Ныне, в который раз в судьбе народа нашего встал жизненно важный вопрос - вопрос
объединения усилий, воссоединения, но только истинного, а не механическое слияния.
Был создан Организационный комитет консолидации, который провел учредительную
конференцию, давшую жизнь Московскому обществу армянской культуры. В реку МАКО
слились ручейки большинства действующих в Москве армянских общинных формирований.
Секции МАКО - советы ученых, молодежи, образования, просвещения, издательской
и благотворительной деятельности - создают для армян Москвы возможность работать
на благо своего народа. •
Итак, в руках у Вас первый номер «Армянского вестника» - органа Московского
городского общества армянской культуры.
А это оэначает, что еще одна из разбросанных по свету армянских колоний - московская
- обрела, наконец, свою газету. «Армянский вестник» — издание, цель которого
сплотить армян Москвы на основе гуманистических и демократических идей и приобщить
их к родному языку и культуре, к жизни Страны Предков.
«Армянский вестник» будет говорить со своим читателем на двух языках - армянском
и русском, чтобы охватить как можно большую аудиторию.
«Армянский вестник» призывает своих читателей к активному сотрудничеству. Редакция
будет благодарна также своим иногородним корреспондентам за интересные сообщения
о деятельности общинных организаций в разных регионах страны.
«Армянский вестник» - демократическое издание, ставящее общенациональные интересы
выше групповых. Всякое честное мнение, пусть даже не совпадающее с мнением издателя
и редакции, может быть высказано на страницах газеты».
Вышло семь (символическая цифра!) номеров газеты и тут грянул жесточайший конфликт
в руководстве МАКО. В совет МАКО (его возглавлял полковник Арам Симонян) пришло
письмо от одного из зачинателей карабахского движения Игоря Мурадяна с обвинениями
в адрес Вагана Эмина.
Сын дочери Вагана Терьяна Нвард и поэта Геворга Эмина (настоящее имя Карлен
Мурадян) Ваган родился в 1943 году в Ереване, получил образование юриста-международника
и работал в Москве доцентом Университета дружбы народов имении Лумумбы. Он был
ярким, талантливым и очень добрым человеком, но при этом обладал неуживчивым
характером и умудрялся, так сказать, на ровном месте наживать себе врагов.
Но раскол в руководстве МАКО спровоцировал не Ваган: печатавшийся в Ереване
«Армянский вестник» многим там стал явно колоть глаза.
В итоге, шестой номер газеты за 1990 год, отправленный по установившейся схеме
в Ереван, был там заблокирован. В МАКО Вагана сместили с поста председателя
правления, но он этому решению не подчинился и в ответ проделал то же самое
со своими противниками.
Перед редакцией встала проблема спасения газеты. Перевод в Москву производственного
цикла был сопряжен с такими трудностями, что проще было отказаться от армяноязычной
части – именно по такому пути впоследствии пошла группа Вагана Эмина, наладившая
выпуск Вестника в типографии «Гудка». Но это выяснилось позже, а пока редакция
газеты, работавшая в прежнем режиме, официально обратилась ко мне, как сопредседателю
Всесоюзной ассоциации независимых издателей и генеральному директору фирмы «Эвопресс»,
взяться за решение проблемы. Используя эти новые возможности, удалось получить
союзное и российское свидетельства о регистрации и приступить к продолжению
выпуска газеты в Москве по офсетной технологии: в цвете и на 8 полосах с обязательной
армянской частью.
В редакционном обращении к читателям мы писали:
«Возобновленный после долгих десятилетий московский "Армянский вестник"
был не совсем московским, так как дописывался, верстался и печатался в Ереване.
Попытки изменить положение оказались безуспешны. События последних месяцев прояснили
причину: в обстановке, когда мнения членов МАКО разделились, газета стала инструментом
в столкновении амбиций. Более того, конфликтующей стороной были отправлены телеграммы
в Ереван, послужившие местной типографии поводом приостановить набор шестого
номера "AB".
Но, как говорится, нет худа без добра. Стало очевидным то, что вестник должен
печататься в Москве.
Жизнь показала — независимость превыше всего. Именно поэтому помочь "Армянскому
вестнику" выйти из кризисной ситуации взялась Всесоюзная ассоциация независимых
издателей, созданная негосударственными и экономически независимыми издательскими
структурами.
И вот перед вами, дорогие читатели, очередной номер "Армянского вестника",
набранный и отпечатанный в столичных типографиях. Задолженность подписчикам
редакция обновленного вестника планирует возместить до конца года».
Мы также сообщили, что «в Госкомпечати СССР состоялось торжественное вручение
Свидетельства о регистрации "Армянского вестника" в качестве всесоюзной
независимой газеты.
О выходе в свет первого (после официальной регистрации) номера вестника 21 сентября
1990 года сообщила "Вечерняя Москва", а следом за ней ряд других московских
изданий.
"Армянский вестник"' зарегистрирован также в Министерстве по печати
и массовой информации РСФСР».
Чтобы как-то объяснить создавшуюся в МАКО ситуацию (потом она станет типичной
для последующих армянских общественных структур Москвы), мы также опубликовали
следующую информацию, официально поступившую от Совета:
«По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности правления МАКО
с июня 1989 по май 1990 г.г., Совет Московского армянского культурного общества
за грубые нарушения освободил от должности председателя правления — Вагана Эмина
и от должности казначея — Роберта Айрапетяна.
В связи с хищением указанными лицами печати и бланков МАКО, Совет извещает заинтересованные
организации о том, что печать и бланки НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ, а также о неправомочности
всех операций, совершаемых от имени МАКО после 13 июня 1990 года».
Как бы в ответ на это, в нашем же «Армянском вестнике», как ни в чем не бывало,
продолжавшемся выпускаться в Ереване, появляется такое сообщение:
«В связи с имевшими месте в последнее время обращениями в различные инстанции
группы лиц, безосновательно выдающих себя за членов руководства Московского
городского общества армянской культуры. Правление Общества доводит до сведения
всех заинтересованных учреждении, организаций и лиц следующее:
1.Решением второй очередной конференции Московского городского общества армянской
культуры от 19 нюня 1990 г. прежний состав руководящих органов Общества распущен.
Совет Общества упразднен в соответствии с новой редакцией Устава, утвержденной
конференцией. Избраны новые руководящие органы Общества — Правление. Ревизионная
комиссия н специализированные секции, ведущие в настоящее время активную работу
по осуществлению уставных целей Общества.
2.Печать, штамп, бланки, картотека счет в банке находятся у вновь избранного
Правления, которое распоряжается ими в соответствии с Уставом и решениями Конференции.
3.Попытки отдельных лиц. в том числе и не являющихся членами Общества (о чем
свидетельствуют данные учетной картотеки Общества) выдавать себя за руководство
Общества и в этом качестве выступать от имени Общества — не имеют под собой
ни правовых, ни моральных оснований.
Московское городское общество армянской культуры сохраняет за собой право в
случае повторения подобных действий обратиться к юридическим средствам защиты
своих интересов.
Правление МГОАК».
Там же было напечатано «Решение Правления Московского городского общества
армянской культуры от 5 июля 1990 г.
Рассмотрев вопрос о попытках вмешательства во внутренние дела Московского городского
общества армянской культуры, имеющих целью расколоть и разложить Общество изнутри,
Вновь подтверждая культурно-гуманитарный и неполитический характер Московского
городского общества армянской культуры, закрепленный в его действующем Уставе,
Правление Московского городского общества армянской культуры постановляет:
1.За систематические грубые нарушения Устава Общества, выразившиеся в попытках
подчинить Общество посторонним и чуждым влияниям, за действия, имеющие целью
навязать Обществу волю лиц и организаций, не имеющих ничего общего ни с армянской
культурой, ни с уставными целями и принципами Общества, исключить из членов
Московского городского общества армянской культуры Симоняна Арама. Арзуманяна
Шаена. Мнеяна Мирана. Оганяна Альберта.
2.О принятом решении довести до сведения заинтересованных организаций и учреждений.
Информировать также, что впредь указанные лица не могут ни в каком качестве
представлять Московское городское общество армянской культуры».
В рубрике же под названием «Хроника МАКО» сообщалось, что «9 июня 1990 г. в
Москве состоялась вторая очередная Конференция Московского городского общества
армянской культуры. Конференция являющаяся высшим органом Общества, приняла
новую редакцию Устава Общества. Состоялись выборы нового состава Совета и Правления
Общества».
Новый Совет оппозиционного МАКО возглавил епископ Тиран Кюрегян, и, фактически,
с его благословения в течение полугода в Москве выходили две газеты с одинаковым
названием. Одну газету продолжала издавать редакция, а другую - Ваган Эмин,
зарегистрировав ее в по адресу Крымский вал, дом 8, где можно было в те годы
придать официальный статус всему неофициальному.
И тут я позвонил Вагану, мы с ним встретились и я предложил объединиться. Условия
Вагана были очень жесткими и, по сути, неприемлемыми: отстранение от вестника
всех членов редакции, уступка ему всех регистраций и признание его главным редактором.
Принятие этих условий означало нашу полную капитуляцию и, когда я, тем не менее,
их принял, это именно так и было воспринято и до последнего времени именно так
и интерпретировалось: «тот «Армянский вестник» капитулировал».
Но я считаю, что поступил, быть может, несколько романтично, но абсолютно правильно:
в азербайджанской прессе уже вовсю муссировался факт существования в Москве
двух армянских газет с одинаковым названием. «Они, - писали в Баку,
- очень неуступчивы и не могут договориться друг с другом вплоть до такого абсурда
как выпуск в Москве двух газет с одинаковым названием. Что уж говорить о Карабахе!» Помимо этого фактора, объединение наших возможностей объективно усилило
газету и, во многом, именно благодаря этому вестник завоевал прочный авторитет
у читающей публики.
Продолжение следует
Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, |
|