Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава седьмая


Армянская газета не на своем языке мне всегда представлялась вероломным предательством; да, есть обстоятельства, когда армяне не могут пользоваться генетически родным средством коммуникации – забывают его или вообще не владеют им.
Но национальное периодическое издание просто обязано пропагандировать главную духовную ценность народа, особенно здесь, в Москве, где позиции армянского языка практически полностью утрачены.
Кстати, поучителен опыт русской диаспоры: в странах своего рассеяния русские выпускают приблизительно 110 наименований газет и журналов, из них ни одного на языке страны обитания. А наши соотечественники даже в США учреждают русскоязычную периодику.
Разница есть?

Тем временем в нашу московскую диаспору вливались новые силы: первый массовый приток был связан с погромами армян в Баку, а потом появились беженцы из других республик, в том числе и самой Армении. Немудрено, что сюда подтянулась и партии – АОД и АРФД. Но, если доморощенные дашнаки первым делом наладили выпуск русскоязычного журнала «Pro-Armenia», то АОД вознамерилось собрать всех московских армян под одну «крышу».
27 июля 1991 года в постпредстве, которое возглавил аодовец Ф. Мамиконян, прошло собрание, посвященное предстоящему референдуму в Армении по вопросу выхода из состава СССР. И там же, когда участники встречи уже почти разошлись, новые действующие лица бросили клич образовать оргкомитет по созданию теперь уже общины.
Затем появилось и «Обращение к армянской общественности города Москвы», подписанное оргкомитетом.

В тексте, в частности, говорилось:
«Объективный процесс национального возрождения заявил о себе и среди армянской общественности Москвы. Созданы и функционируют национальные общественные организации и объединения различного направления. Действуют информационные центры, издается периодика. Делается и многое другое, в том числе, в рамках личной инициативы.
Однако, есть ряд важнейших вопросов, которые решаются плохо или не решаются вовсе. В этом ряду главнейший, на наш взгляд, - отсутствие в Москве "Армянского Дома", создание которого сразу бы решило многие проблемы. Отсутствуют также полномочный орган, который имел бы право представлять интересы армян Москвы, в частности, в городских органах власти.
Практика показывает, что разрозненными усилиями невозможно решить на должком уровне вопросы взаимопомощи, столь актуальные в современной неустойчивой обстановке. Необходимо также создать условия для общения молодежи, помощи одиноким престарелым и больным, обучения родному языку, содействия профессиональной деятельности и т. д.
Е армянской среде многократно и в различных формах высказывалось мнение о настоятельной необходимости организации московской армянской общины. По нашему глубокому убеждению, настала пора сделать это.
Только объединив усилия каждого, мы сможем решить задачи, общие для всех. Только община сможет построить наш Дом, место для которого уже имеется. Только община, исходя из традиционных ценностей армянской Церкви и опираясь на существующие организации, поддерживая их деятельность, а также развивая работу в новых направлениях, способна обеспечить полнокровную национальную жизнь армян Москвы.
Какой быть общине, какими правилами руководствоваться в своей деятельности - должна решить Учредительная конференция, подготовка к которой уже началась. Мы призываем общественность включиться в эту работу. Желающих стать участниками конференции, ориентировочно намеченной на середину октября с. г., просим записаться заранее. Запись у армянской церкви Св. Воскресения по воскресным дням с 12 до 15 часов или у членов Оргкомитета и активистов. Мы также приглашаем желающих войти в состав Оргкомитета.
Специфика нашего народа в том, что большинство армян живет вне Армении. Сохранить в диаспоре религию, язык, культуру предков, их традиции – значит сохранить наш народ. Есть реальный шанс возродить былой авторитет многотысячной московской общины, придать ей новую жизнь. Не упустить этот шанс - долг каждого перед собою и своим народом».
Тут как раз грянули августовские события 1991 года. В Москве представители армянской общественности поддержали действия команды Б. Ельцина; так, на похоронах трех жертв путчистов было несколько транспарантов с лозунгом «То, что было в Москве 3 дня, в Карабахе длится 3 года». 21 сентября в Армении прошел референдум, и 99% проголосовавших высказались за выход страны из состава Советского Союза.
А подготовка учредительного собрания общины продолжалась, поэтому в октябрьском номере газеты «Армянский вестник» появилось сообщение пресс-службы МАКО.
«Состоялось предварительное обсуждение инициативы группы лиц, ставящих перед собой задачу создания общинной организации московских армян. Было констатировано, что пока недостаточно ясна направленность этой инициативы. Если предполагаемая организация будет носить политический характер, то, как было отмечено, в столице имеется множество политизированных структур, в рамках которых есть достаточно возможностей для решения политико-социальных проблем: самостоятельное национальное образование в этой сфере чревато рядом серьезных последствий. Если же задачей новой организации будет решение вопросов, связанных с армянской культурой, то Правление МАКО обращает внимание на существование уже нескольких таких структур, и появление еще одной может лишь осложнить ситуацию».
И вот, 30 ноября 1991 года в Парламентском центре на Цветном бульваре была учреждена «Московская армянская община», которая, разумеется, по истечении полугода раскололась.

Отпочковавшиеся активисты зарегистрировали свою конкурирующую «Армянскую общину Москвы» и, таким образом, все персонажи этого Театра Абсурда четко обозначили свои мизансцены.
Волею судьбы я в тот период работал заведующим литературной частью Музыкально-драматического театра «Арлекин», основателем и руководителем которого был Сергей Мелконян. Мы планировали создать при театре армянскую труппу с репертуаром спектаклей на национальном языке; вся работа, как это водится в театральной среде, проводилась в основном ближе к вечеру, и, поэтому на самих постановках общинного театра абсурда мне приходилось присутствовать крайне редко.
Но одно мероприятие запомнилось надолго.
Ко мне в театр привезли пригласительный билет (см. рис.5), согласно которому впервые партия «Дашнакцутюн» открыто признала, что имеет в Москве свое отделение; до этого ее члены смотрели отсутствующим взглядом в глаза и качали головой «Дашнакцутюн? Мы такой партии не знаем».

Довольно-таки многочисленная публика собралась перед зданием и прождала примерно полтора часа. Потом подогнали автобусы и всю эту массу перевезли в клуб часового завода в районе проспекта Мира. Растерянные организаторы утверждали, что по звонку србазана Тирана в Минюст администрация Парламентского центра отказалась от проведения вечера, и потому пришлось таким способом выходить из положения.
По заверениям оппозиционной группы "общинников" аналогичный инцидент произошел и с ними: они созвали собрание в конференц-зале «Известий», а конкуренты уговорили хозяев зала выдворить собравшихся. Учредительная конференция, мол, принимает устав, а обособившаяся группа во главе с председателем Совета, которого не устраивают размеры полномочий, регистрирует подложный документ. Кто-то кого-то обещает растворить в серной кислоте. Кто-то кого-то пытается избить прямо на собрании общины…

Пришлось публиковать в «Армянском вестнике» следующий комментарий:
«Прежде чем дать анализ текущей ситуации в армянской общине Москвы, необходимо напомнить элементарную истину: община существует уже несколько веков и по переписи 1989 года состоит из 45 тысяч человек. Примерно 5 процентов из этого количества с 1987 года непрерывно создают какие-то структуры, не отличающиеся друг от друга по своим численным показателям, и, потому, их не случайно называют «диванными». Но теперь наметилась новая тенденция: каждая следующая структура автоматически повышает свой статус и скоро, думаю, планка поднимется до космических высот. Новых национальных «лидеров» уже не устраивает быть просто начальником какого-либо общества; теперь они стремятся видеть себя начальниками всех существующих до них структур, и делают это не мудрствуя лукаво терминологически.
Еще в октябре 1991 года МАКО опубликовало в газете «Армянский вестник» заявление, в котором выразило сомнение в корректности создания общинной организации. Мы принимали участие в работе того оргкомитета и с самого начала ставили вопрос о необходимости максимального охвата (не менее 50%); только тогда новая организация имела бы моральное право называть себя общиной. Но будущим начальникам уж очень было невтерпеж: 400 человек, т. е., менее 1 процента общего количества общины собрались в зале и провозгласили себя Московской общиной. Еще через полгода уже половина этого количества снова собралась и провозгласила себя... новой общиной Москвы.
… В Москве беженцы из Азербайджана выдворяются из города, причем, как бы по иронии судьбы, на фоне чуть ли не ежедневных концертов и банкетов. Процесс, так сказать, продолжается: уже есть ассамблея общины, а скоро, вероятно, появится лига ассамблей и так далее…».
(АВ, 1993 год, декабрь, № 12(59).

Продолжение следует

Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6,

 

 

 

 

 


 

 

 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz