Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава одиннадцатая


В сентябре 1993 года в газете «Армянский вестник» вышла моя статья «Очерки новейшей истории армянской общины Москвы».
Вот некоторые выдержки из нее:
«В этом году исполнилось 135-летие выхода в свет первого номера журнала «Юсисапайл». Никто даже не вспомнил об этой дате, а кто и вспомнил, то лишь с тем, чтобы быстро позабыть о ней, ибо все, что было связано с «Юсиапайлом» в последнее время, — несмываемый позор. Стыдно перед памятью С. Назарянца, М. Налбандяна, Ш. Шахазиза и многих других, в тяжелейших условиях 1858—1866 гг. выпускавших в Москве прекрасный армяноязычный журнал, название которого через 130 лет стало игрушкой в руках авантюристов.
К сожалению, национальная сфера предоставляет возможность определенного сорта людям преуспевать: только на основании своей этнической принадлежности они находят способы самих себя назначать нашими лидерами, купаться в лучах известности и славы и, в результате, неплохо устраивать свои материальные и социальные дела. Одиночные попытки как-то разобраться в мотивациях и реальных поступках таких людей неизбежно кончаются контробвинениями в дискредитации всей нации, а совершенно бессмысленная критика вдогонку вообще не практикуется, ибо больше смахивает на сведение личных счетов.
Как бы то ни было, такие люди, в конце концов, оказываются за рубежом и, так сказать, берут на себя тяжелое бремя «укрепления» тамошнего спюрка.
Но поскольку речь зашла о зарубежном спюрке, уместно отметить, что как раз там общинная жизнь, развиваясь по естественному руслу, заставила разработать механизмы, которые позволяют использовать подобных людей на благо общего дела и эффективно препятствуют им в попытках под видом общих интересов протаскивать свои личные.
Вероятно, и нам следовало бы приступить к разработке подобных механизмов и уж, во всяком случае, попробовать проанализировать допущенные ошибки. И, самое главное, понять одну простую истину: мы все, являясь в целом общиной, ответственны за действия таких людей.
И, в качестве первого шага в этом направлении, я хочу попытаться разобраться в истории с «Юсисапайлом», во-первых потому, что практически с него возобновилась общинная жизнь в Москве, и, во-вторых, потому, что эту историю я знаю достаточно хорошо, ибо был ее зачинателем…»

«Разумеется, в составе объединения «Юсисапайл» были и порядочные люди, благодаря которым оно внесло определенный вклад в развитие национальной жизни московских армян. Но именно они, являясь неотъемлемой частью армянской общины Москвы, несут ответствен ость за то. что пошло уже 135-летие журнала «Юсисапайл», а его все нет и нет. Это пятно лежит на всей общине, а не на служащем магазина в Сиэтле Межлумяне и маляре в Нью-Йорке Калошяне.
История с «Юсисапайлом» позволяет поднять вопросы, кото¬рые крайне актуальны и для нашего сегодня.
В чем цель национального объединения?
Ведь, казалось бы, необходимо, прежде всего, определить цель и в дальнейших действиях исходить из нее; в противном случае мы всегда будем иметь то, что имеем: множество структур и множество национальных начальников. Не секрет, что есть общества, где и членов практически не осталось, а структуры и, главное, начальники продолжают сотрясать воздух, и с ними вынуждены считаться.
Мне кажется, что целью национального объединения может быть только и только сохранение и приумножение культурного наследия данного региона. Нас, московских армян, не надо агитировать за патриотизм и любовь к родной культуре: мы сохранили все, что смогли. Не надо нас агитировать и за дружбу с русским народом; московское армянство никогда не отличалось культурной заскорузлостью и у нас, имеющих в своем большинстве русское образование, проблем с этим нет. Проблема наша в том, что нам не хватает своей национальной культуры, причем не импортированной из Армении, а своей собственной субкультуры, являющейся сплавом различных культур, носителями которых мы и являемся.
Сейчас много есть таких, которые перебираются в Москву из Армении и Арцаха, и нет-нет да и высказываются о нас, как о каких-то второсортных людях. Мы, на их взгляд, окультуренные соотечественники, которых надо отправить на перевоспитание в Армению или Арцах и, уж во всяком случае, научить, как строить свою национальную жизнь.
В общении с ними ловишь себя на ощущении, что мы как-то чужды друг другу, и общение с русскими напоминает глоток кислорода и возврат в нормальное состояние. И самое интересное то, что редкие контакты с соотечественниками из, скажем, Ливана, Аргентины или Франции, наоборот, наполняет душу радостью, ибо мы находим родство в мировосприятии. Потому что мы такая же диаспора со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Нас объединяет общность судьбы и культуры, а разъединяет различная этнокультурная среда, которую нельзя не учитывать.
Москва, которая всегда была одним из центров армянской культуры спюрка, потеряла очень многое и, в первую очередь, язык и базирующуюся на нем литературу. Эту катастрофическую ситуацию можно и должно поправить с помощью печатных изданий, как это сделал 135 лет назад журнал «Юсисапайл» и что планировалось делать 5 лет назад.
Но как нам уберечься от новых межлумянов, калошянов и им подобных, для которых национальные проблемы лишь лестница для восхождения?
Какой нам разработать механизм самозащиты?»

Кстати, диаспора отнюдь не забыла о «Юсисапайле», как это свидетельствует письмо из Москвы в редакцию ливанского журнала.



После бегства Межлумяна в США объединение «Юсисапайл» тихо распалось. Та же участь постигла и другие структуры, только МАКО еще подавало признаки жизни, да и то, в основном, через публикации в «Армянском вестнике».
Ваган Эмин к тому времени приватизировал журнал «Вопросы истории КПСС» (переименовав его в «Кентавр») и, благодаря этому, заполучил в свое распоряжение целый этаж в здании бывшего Института истории КПСС на улице Вильгельма Пика. Одну комнату он выделил редакции вестника (она же издательство «Феникс»), остальные сдал в аренду различным зарубежным протестантским структурам, числясь при этом их московским представителем. «Армянский вестник» Эмин считал своей собственностью и даже объявил, что не прочь продать газету за 50 миллионов рублей.
На предложение возобновить под эгидой МАКО «Юсисапайл» он отреагировал положительно:
- Я полностью согласен. Хотя бы ради того, чтобы утереть нос этим нуворишам.
Коротенькое сообщение об этом было опубликовано в декабрьском номере вестника:
«Принято также решение о подготовке к выпуску двухнедельного бюллетеня МАКО на армянском языке в качестве приложения к газете «Армянский вестник».

Продолжение следует

Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, 10,

 

 

 

 

 


 

 

 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz