Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава двадцать первая

В Ереване бурно развивалось дело по организации «Дро», с помпой раскрытого в декабре 1994 года, когда в Москве были арестованы Маркарян, Арцруни, Закарян, Григорян, Армантарян и Манукян. На основании оперативных сведений Левон Тер-Петросян «временно» запретил дашнакскую партию.
А в ночь на 29 июля были арестованы руководители ЦК партии «Дашнакцутюн» Армении и взята штурмом военно-тренировочная база батальона «Арабо». Список из 9 арестованных возглавлял Ваган Оганесян, сын главного идеолога партии Эдуарда Оганесяна. Упоминая это обстоятельство, сообщение из Еревана содержало следующий пассаж:
«Эдуард Оганесян был двойным агентом КГБ. который, якобы, «убежав» на Запад, проник на радиостанцию «Свобода» и способствовал сближению дашнаков с коммунистами».
В официальном заявлении спецслужб Армении арестованным инкриминировалась подготовка заговора с целью физического уничтожения ряда лиц и дестабилизации обстановки. В частности, будто бы планировалось 28 июля убить министра обороны Сержа Саргсяна и обвинить в этом министра внутренних дел Вано Сирадегяна.
В ответ Эдуард Оганесян принялся лично распространять в Москве вот эту листовку.

По предложению Эдуарда Оганесяна впервые за 105 лет своего существования Центральное Бюро Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн» собралось в Москве. Согласно конфиденциальной информации, руководители партии решили развивать особые отношения с Россией и использовать Москву в качестве некоего координирующего центра.
В связи с этим «Юсисапайл» напомнил, что основателями этой партии были российские армяне; в 1911 году был даже суд над партией, причем среди защитников 150 подсудимых дебютировал мало тогда кому известный А.Ф. Керенский.

Намного позже выяснилось, что обвинения в адрес дашнаков и особенно методов их борьбы, были беспочвенными. Эти методы вовсю использовались спецслужбами в отношении неугодных властям лиц и, прежде всего, Сержа Джилавяна.

9 Сентября дверь его квартиры была взорвана и Гарник Восканян (сейчас он представитель МВД Армении в Москве и его кабинет находится в здании Союза армян России на улице Советской Армии дом 8) снова арестовал бедолагу. В Никулинском межмуниципальном суде состоялось первое слушание по делу Сержа, которое отложили на неопределенное время якобы для выяснения правильного написания фамилии – Джиловян или Джилавян. А судья Алеандров сказал «Юсисапайлу», что дело очень зыбкое и, скорее всего приведет к оправданию подсудимого. Через три месяца уже новый состав суда провел второе заседание, закончившееся тем же результатом: слушание дела отложили под тем же предлогом – «для выяснения личности подсудимого», уже полгода просидевшего в Бутырке!

Тогда еще никто не знал, что на очереди – президент Международного общественного объединения «Центр русско-армянских инициатив» Аркадий Аршавирович Вартанян.
Интервью с ним под названием «Россия всегда была для всех твердыней» было опубликовано в очередном номере «Юсисапайла», вышедшем в свет 25 декабря 1995 года.
«Юсисапайл: Исполнился год со дня учреждения Международного общественного объединения «Центр русско-армянских инициатив». Хотелось бы более подробно узнать о целях и задачах Вашей организации, той национальной идеи,  которая побудила Вас  создать эту новую структуру.
А. Вартанян: На постсоветском пространстве и в условиях нашего, прежде единого общества, необходимость в национальной консолидации заметно обострилась. И сколько я себя помню в Москве - а я здесь нахожусь с 1988 года - многократно предпринимались попытки сцементировать представителей нашей национальности в одну какую-то единую общность, в некую организацию, которая стала бы выразителем нашей национальной идеи, наших устремлений и интересов. Однако, в силу ряда субъективных и объективных причин, всякий раз возникали непреодолимые препятствия, а это, в свою очередь, вызывало очередную раздробленность и разобщенность, а порой даже сопровождалось конфронтационными проявлениями. Такие попытки предпринимал и я: в частности, в прошлом году я был одним из организаторов ялтинской встречи представителей армянских общин России, но, к сожалению, и она не привела к положительному результату. Все это, видимо, и побудило меня прийти к выводу, что, вероятно, следует придерживаться принципа Достоевского «Красота спасет мир». Экстраполируя этот принцип на наши национально-организацинные проблемы, мы и пришли к тому, что следует, прежде всего, создать некий профессионально оснащенный, интеллектуально крепкий Центр, который своей деятельностью привлек  бы к себе внимание наших соотечественников, помог бы им соориентироваться и сплотил бы вокруг себя здоровое, интеллектуально богатое ядро. Именно в этом состояла основная цель создания Международного общественного объединения «Центр русско-армянских инициатив».
Если же говорить о конкретных сферах деятельности, то, на наш взгляд, главенствующей является заполнение того вакуума, который образовался в результате распада советской империи, причем вакуум распространяется не только по плоскости экономических взаимоотношений и социально-политической инфраструктуры, но и на пространствах чисто человеческого, я бы сказал, бытового общения. Мы почувствовали, что если так будет продолжаться, то мы вообще забудем, кто мы такие, перестанем друг друга узнавать, потеряем с таким трудом накопленное богатство взаимного общения.
А события, происходящие вокруг России и того пространства, что раньше было нашим единым большим государством, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что сегодня мы действительно стали уподобляться прутьям того веника из известной притчи, которым невозможно подмести даже кусочек пола. Стало совершенно очевидно, что влиятельные мировые державы, а также не очень влиятельные, но стремящиеся к приобретению такого статуса страны, сегодня стали распространять свои интересы на все постсоветское пространство. И это касается не только экономических поползновений и вожделений, но уже грозит и геостратегической катастрофой для народов, которые ощущают свое духовное, политическое и историческое родство с Россией. Сегодня уже ни для кого не секрет, а происходящее на Балканах тому самое яркое свидетельство, что это противоборство уже просто однозначно выражается в вытеснении России с международной арены. Мы считаем, что такая ситуация послужит причиной и началом  тяжелейшей катастрофы в истории всей цивилизации, потому что Россия всегда была тем ядром, той духовной твердыней, которая, в конечном итоге, спасла и европейскую цивилизацию. Ведь если оглянуться на недалекое прошлое, то можно в этом убедиться со всей очевидностью: начиная со средних веков и кончая разгромом фашизма в 1945 году. Поэтому наш Центр не случайно акцентирует в своем названии фактор русско-армянской инициативы и мы, естественно, постарались сплотить вокруг него как русский, так и армянский интеллектуальный потенциал, существующий здесь в Москве и всей России.
И могу сказать не без некоторой гордости, что мы уже кое-чего добились в избранном направлении. Во всяком случае, та глубоко профессиональная, научно аргументированная работа, которая проведена нашими экспертами и в Госдуме, и в правительственных кругах и в средствах массовой информации, - она во многом способствовала разрешению существенных вопросов сегодняшней внутренней и внешней политики, с учетом, разумеется и наших национальных проблем. Это и такая болезненная  и  животрепещущая проблема, как конфликт вокруг Нагорного Карабаха, это и некоторые осложнения, связанные с войной в Чечне, отголоски которой отражаются и на судьбе наших соотечественников, живущих на юге России. Я имею в виду те резкие и довольно тревожные проявления негативного отношения к армянам, которые наблюдаются в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростове-на-Дону. Конечно, есть какие-то объективные основания для таких проявлений, но мы более чем убеждены, что преступность как таковая вообще не имеет национальности. Поэтому раздувание антиармянской истерии на почве того, что какой-то отщепенец или подонок, принадлежащий к нашей национальности, совершил какое-то преступление, надругался над невинной жертвой, - это уже другая крайность и не может служить оправданием  глобальных выводов, тем более таких, какие делают экстремистские представители южно-российского казачества, угрожая всеобщим выселением армян за пределы России.
Что касается духовного родства России и Армении, доказывать это не надо, об этом свидетельствует наша совместная история. Я думаю, что она - эта история - должна иметь свое продолжнеие именно в совместном плане, потому что иначе она продолжения иметь не будет ни для нас, ни для России.
Из некоторых наиболее интересных, на мой взгляд, задач Центра, я бы назвал и попытку возрождения Московского Лазаревского института восточных языков, 180-летний юбилей которого исполнился в этом году. Этот институт по праву был крупнейшим и ведущим очагом культуры, образования и науки, отстутсвие которого, мне кажется, в значительной степени делает ущербным нашу образовательную систему, особенно в духовно-религиозном плане. В этом направлении мы уже проводим реальную работу, но, конечно, нам здесь никак не обойтись без участия армянских государственных структур, без участия  руководства Армении, ибо вопрос должен быть решен не на принципах самодеятельности, а на достаточно высоком официальном уровне. Ведь, для того, чтобы возродить Лазаревский институт, в первую очередь, его, то есть здания и помещения института, надо вернуть истинному хозяину. Поэтому мы уже неоднократно делали предложения правительству Армении о том, чтобы рассмотреть возможность размещения посольства нашей республики в каком-то другом здании. Я думаю, что для такой благородной цели можно было бы сконсолидировать финансовые усилия не только  армянской диаспоры России, но и дальнего зарубежья. Тогда совместными усилиями мы смогли бы разместить посольство нашей республики в достаточно престижном месте в  Москве, а комплекс вернуть Лазаревскому институту. Мы полагаем, что это  было бы самым большим и дорогим подарком к той знаменательной дате, которую мы все будем отмечать в 2001 году, а именно к 1700-летию принятия христианства в Армении. Вот как раз к этому сроку и можно было бы подготовить первую группу выпускников Лазаревского института. Уверен, что мы смогли бы совместно в другими армянскими общественными организациями, действующими в России, а также с российскими структурами саккумулировать достаточное количество средств для того, чтобы ежегодно принимать в этот институт сотню-полторы талантливых молодых людей, проявивших склонность к гуманитарным наукам - востоковедению, политологии, журналистике, искусствоведению - ко всему тому, чем был так славен и  богат Лазаревский институт. И, таким образом, мы могли бы обеспечить там обучение и содержание на полном пансионе будущих дипломатов, политологов, журналистов, литературоведов искусствоведов, то есть тех специалистов, без которых не возможно динамичное развитие общества, повышение его культурного уровня.
Помимо этого мы, конечно же, занимаемся и деятельностью, направленной на оказание помощи Нагорно-Карабахской Республике. Мы знаем, что сегодня у этого, пока еще непризнанного государства огромная масса трудноразрешимых проблем, в том числе и связанных с финансами. И мы, в меру своих возможностей, стараемся помочь разрешению этих проблем. В частности, с прошлого года мы учредили в Ереване фонд помощи семьям летчиков, погибших в Карабахе. Это постоянно действующий фонд, который будет опекать оставшихся сиротами детей до достижения ими 18-летнего возраста.
Помогаем, естественно, и Армении: к началу учебного года постарались обеспечить школьников тетрадями, учебниками и пособиями.
Но, должен сказать, что помощь, будучи само по себе делом благороднейшим, тем не менее может иметь и некую негативную сторону. Здесь следует помнить притчу о том, что голодному человеку можно дать рыбу, которой он насытится, но потом снова проголодается и будет нуждаться в новом подаянии. А можно дать ему удочку и научить ловить рыбу: тогда он и сам не будет голодать, да и другим поможет. Экстраполируя этот принцип на ту ситуацию, которая сложилась в экономике и социально-политической сфере наших государств, мы должны стремиться к  тому, чтобы наши народы могли бы сами себе помочь. А для этого следует, не возрождая вновь Советского Союза (скорее всего, это уже невозможно), постараться, тем не менее, восстановить старые связи и образовать общеэкономическое и политическое пространство со свободным  хождением финансов, товаров, услуг и, в конце концов, людей. Согласитесь, что для нас, так сказать, бывших граждан СССР, крайне непривычно и некомфортно, отправляясь, например, в Киев, добиваться прилашений, виз, платить пошлины, проходить таможенные барьеры...
Хотелось бы, чтобы наши народы никогда не забывали бы о тех многочисленных жертвах, которые были принесены на алтарь нашей веры, на алтарь наших общих интересов во имя будущих поколений, и не забывали бы о нашей общности, нашего родства. И чем крепче и глубже мы это будем сознавать, тем ближе окажемся к той великой цели, к которой стремимся - к торжеству нашей веры, торжеству наших духовных ценностей, к осуществлению наших идеалов.
Юсисапайл: Помогают ли Вам другие армянские общественные организации, коммерческие структуры или частные лица?
Вартанян: Пока что мы обходимся своими силами и, наоборот, помогаем другим. Но я думаю, что со временем, когда вокруг нас сплотятся реально действующие структуры и люди, произойдет и качественный подъем наших возможностей, в том числе и финансовых. Причем, этот подъем уже намечается и, в частности, мы серьезно работаем над программой создания своего периодического издания. Наше временное содружество с «Армянским вестником», к сожалению, закончилось ничем  в силу ряда принципиальных расхождений позиций, а без своего рупора деятельность такой организации как наша, претендующая на существенную роль в русско-армянской диаспоре, практически не возможна (примечание: потом вышли два или три номера журнала «Диалог» и на этом все завершилось)».

У Аркадия Вартаняна был ресторан «Серебряный век» рядом с Сандуновскими банями и там же располагался его офис. Ожидая аудиенции, чтобы взять интервью согласно предварительной договоренности, я увидел много до боли  знакомых лиц из ближайшего окружения бизнесмена-общинника. Каким-то непостижимым для меня образом эти ловкачи всегда умудрялись оказаться в свите нового олигарха: будь то Серж Джилавян, Аркадий Вартанян, Ара Абрамян…
При этом активно настраивая нового денежного мешка, еще не знакомого с реалиями местной армянской жизни, почему-то именно против «Юсисапайла».

Продолжение следует

Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 20,

 

 

 

 

 


 

 

 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz