|
Давид Балаян
"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое
Глава девятнадцатая
29 мая 1995 года вышел в свет следующий номер «Юсисапайла», в котором был напечатан полный текст на русском и армянском языках Заявления Госдумы РФ «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах», единогласно принятого 14 апреля.
Апрель 1995 года оказался очень богатым на события и, естественно, все они нашли отражение на страницах номера.
3 апреля большая огромная делегация из России из 140 человек, подавляющее большинство которых были из Москвы, приняла участие в выборах Католикоса всех армян. Среди кандидатур значился и Глава епархии архиепископ Тиран Кюрегян, но он, в итоге, получил лишь 43 голоса, хотя и набирал в делегацию только «своих».
Формально возглавлял посланцев России тогдашний председатель Епархиального Совета Олег Мелик-Саркисов, который затем, во время работы Московского Международного симпозиума по Геноциду, сообщил некоторые подробности об этих выборах. Там происходило настоящее выкручивание рук: Тирана, якобы, грозились убить, а архиепископа Гарегина Нерсисяна, фактического победителя в первом и во втором турах, буквально заставили снять свою кандидатуру в пользу киликийского католикоса.
Московских противников архиепископа Тирана его сокрушительное поражение («даже свои за него не голосовали») окрылило и многие были уверены, что его скоро снимут.
Об этом шушукались в кулуарах упомянутого Международного симпозиума, организованного Фондом имени Ц. Агаяна 18-19 апреля 1995 года в Академии наук России, и открыто говорили в Дашнакском клубе.
Столкновение на этой почве произошло 23 апреля во дворе церкви на территории Армянского кладбища. На эту дату пришелся Затик – Праздник Воскресения Христова и, конечно, пришло много народу.
Незадолго до начала Патарага (Божественной Литургии) во двор церкви въехала автомашина с громкоговорителем на крыше и начались приготовления к митингу, посвященному 80-летию Геноцида. Тиран воспротивился этому, предлагая перенести митинг на следующий день, когда Армянская Апостольская церковь, согласно календарю, во всех своих храмах, в том числе в церкви Сурб Арутюн, будет служить панихиду по душам безвинно убиенных. В ответ посыпались оскорбления и угрозы. Люди, назвавшие себя руководителями Армянской общины г. Москвы, ничуть не стесняясь присутствия верующих и освященных церковью могил, кричали на всю округу, что Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископ Тиран Кюрегян их не устраивает и они его "уберут", благо новый католикос им это уже обещал.
Митинг, тем не менее, состоялся, после чего участники отправились на автобусах к резиденции турецкого посла и провели перед ней манифестацию протеста.
24 апреля в 11 часов утра также возле Армянской церкви Сурб Арутюн прошел еще один митинг памяти жертв геноцида, на этот раз организованный Всемирной Армянской Ассамблеей.
Среди присутствующих выделялся лидер ЛДПР Владимир Жириновский, давший «Юсисапайлу» объемистое интервью, которое и было напечатано.
А конфликт все разгорался: 30 апреля в Дашнакском клубе выступил один из организаторов митинга 23 апреля Эммануэл Долбакян, который призвал начать «крестовый поход» против Тирана на том основании, что он… тайно женат и имеет двух дочерей, хотя и давал обет безбрачия.
Несмотря на то, что архиепископ Тиран всегда был враждебно настроен в отношении меня и все делал, чтобы навредить «Юсисапайлу», я не сдержался и возразил:
- Так это хорошо, что и священники участвуют в увеличении численности нации.
И я нажил еще одного непримиримого врага…
По теме Геноцида в «Юсисапайле» был еще один важный материал:
РАЗМЫШЛЕНИЯ ХРИСТИАНИНА О ГЕНОЦИДЕ
Пышными мероприятиями отметили юбилейную дату геноцида армянского народа, кое-где даже добились международного "успеха" в его осуждении и с чувством глубочайшего удовлетворения забыли о нем до 24 апреля 1996 года.
Такой подход прекрасно устраивает Турцию и ее влиятельных сообщников, ибо память о геноциде постепенно вырождается в некую традицию общенационального пресмыкания перед кем попало, лишь бы прозвучало никого ни к чему не обязывающее осуждение Турции, да и то османской. Сама же Турция мастерски использует различные высказывания в адрес своей предшественницы для дипломатических демаршей и достижения вполне реальных и существенных уступок в качестве компенсации за... маоральный ущерб.
Все больше людей и организаций включается в это по сути своей позорное движение и все больше уводят нацию от понимания истинного значения геноцида в судьбе армянского народа.
И только плохо скрываемая ненависть этих людей к нашей религии, намеки на то, что чуть ли не главной причиной геноцида была наша христианская вера, и демонстративное игнорирование нашей церкви указывают на тот путь, который может привести нас хотя бы к первоначальному пониманию явления геноцида.
Ибо мы никогда не сможем до конца понять Божий промысел и узнать, почему и с какой целью именно армянский народ был избран Всевышным для таких страданий.
Крестного пути по дорогам Армянского нагорья и распятия на Голгофе - в пустыне Тер-Дзора.
Не было ли это искуплением грехов человечества, которое уже два тысячелетия так же далеко от Бога, как и в первом веке Рождества Христова?
Ученые и всякого рода специалисты до сих пор подвергают сомнению исторический факт существования Иисуса Христа и тем более то, что Он был Сыном Господа Бога.
Разве не похоже это на отрицание самого факта геноцида армянского народа?
Даже ближайшие соратники Иисуса Христа не верили в Его божественное происхождение, и понадобилось Его Распятие, Воскресение и Вознесение, чтобы возникла Вера сначала у Апостолов.
Такая же Вера должна возникнуть сначала у армянского народа.
Вера в то, что геноцид 1915 года был таким же явлением истории человечества как и Распятие Иисуса Христа и что этот геноцид нельзя сравнивать ни с одним другим, как и сравнивать Распятие Христа со всеми другими фактами пригвождения людей к кресту.
И требовать компенсацию за пролитую кровь Христа, пролитую кровь раненого народа – есть ли такое богатство на свете, которое сможет их компенсировать?!
Уничтоженные в нечеловеческих страданиях полтора миллиона прямых потомков праотца Ноя, которые мирно жили там, где, согласно Ветхого Завета был Рай и где сейчас властвует Зло, - рано или поздно они будут причислены всей Христианской Церковью к лику святых мучеников.
Только это может быть единственно достойной компенсацией со стороны человечества!
Ведь совершенно очевидный факт: те, кто шел на вероотступничество, спасались; те, кто отказывался от великого звания потомка Ноя, менял свои имена и фамилии, - освобождались от Распятия.
Трагедия турков заключается в том, что они стали Иудой и палачом, войдя в историю человечества символом вандализма и жестокости, символом Божьего проклятия.
Они это понимают лучше всех, раз с таким остервенением отрицают факт геноцида. И дело не в тех материальных затратах, которые придется понести в случае покаяния: на свою контрпропаганду и лоббистскую деятельность против исторической правды они тратят гораздо больше и, к тому же, богатые покровители им бы помогли финансово, как это было в случае с Германией.
Они страшатся славы Иуды и тех, кто осуществил Распятие Христа.
Ибо они первые поняли Божественность происшедшего, с ужасом увидев Воскресение распятого ими народа!
И принятие этого для них равносильно духовному самоуничтожению.
Если мы считаем себя потомками и соратниками распятого народа, мы должны денно и нощно помнить об этом Событии, почти равном Распятию.
И принять это в качестве главного стержня своего национального самосознания.
И верить!
Потомок праотца Ноя, потомок Распятого Народа, верующий в Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа!
Пойми, наконец, то, что хотел сказать тебе Всевышный, принеся твой народ, первым принявший Христа, в жертву и воскресивший его, раз ты есть!
Вернись в свою церковь, вернись к Господу Богу!
И, в конце номера, - ИНТЕРВЬЮ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ
Художник Ренат Садеков помогал "Юсисапайлу" еще задолго до выхода в свет нулевого номера. Потом, казалось, "Юсисапайл" сам сможет помочь галерее Рената. Но надеждам не суждено было сбыться и часто в основном благодаря только его оборудованию, прямо скажем не самому современному, удается выпускать "Юсисапайл", поддерживать горящим факел Свв. Григория Просветителя и Месропа Маштоца.
И, вот, в первую годовщину "Юсисапайла", за чашкой горячего кофе в недоотремонтированной галерее Рената Садекова возникло это интервью: новобранец редакции задает вопросы ветерану "Юсисапайла".
К.Б. Ренат Борисович, вы татарин, другими словами, человек, так сказать, далекий от национальных проблем армянского народа. Почему вы помогаете армяно-русскому христианскому журналу "Юсисапайл" - "Северное Сияние"?
Р. Садеков. Это разве помощь? Это скорее затягивание агонии, ибо всегда лучше "ужасный конец", чем "ужас без конца".
К.Б. А если серьезно?
Р. Садеков. Очень трудно серьезно отвечать на этот вопрос. Не скрою, я сам был абсолютно уверен, что журнал "Северное Сияние", имеющий такие традиции и такое славное прошлое, будет буквально на руках носиться. А, в действительности, еле на ладан дышит. Поэтому и приходится делать все, чтобы журнал не остановился - этого нельзя допустить ни в коем случае.
традиция. Смею вам напомнить, что основатель этого журнала Степанос Назарянц начинал свою педагогическую карьеру в Казанском университете и жил там на улице, которая называлась "Армянская". Более того, уже будучи профессором Лазаревского института восточных языков в Москве, господин Назарянц начал выпускать журнал "Юсисапайл" одновременно со своим назначением заведующим кафедрой татарского языка. Если этого вам недостаточно, то, в качестве последнего довода, сообщу, что Татарстан в карабахском конфликте с самого начала придерживался благожелательного нейтралитета.
К.Б. Каковы ваши планы на будущее?
Р. Садеков. Съездить в Набережные Челны. Там есть небольшая, но очень патриотически настроенная армянская община. Может быть, с их помощью получится что-то сделать существенное для "Юсисапайла" или "Северного Сияния". В противном случае, придется стереть все компьютерные игры, чтобы у редакции было больше времени на подготовку журнала. И тогда, думаю, придет успех: другими словами, если в истекшем году выпущено восемь номеров, то в этом году, дай Бог, удастся издать целых девять. У меня есть свой интерес: я с удовольствием читаю каждый номер, причем от корки до корки. Пропуская, конечно, армяноязычную часть. Впрочем, насколько я знаю, так же поступают и сами армяне.
Что касается меня, ко следующей годовщине "Юсисапайла" я постараюсь выучить армянский и тогда я буду давать интервью на армянском языке. Кстати, вы знаете армянский?
К.Б. К сожалению, нет: я - коренная москвичка...
Р. Садеков. То-то же!
Продолжение следует
Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, |
|