Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава двадцать третья

19 марта в Москву приехал Католикос Великого Дома Киликии Арам Первый. Менее года назад он сменил на этом посту Гарегина Второго, ставшего теперь Католикосом всех армян Гарегином Первым.
С 1991 года архиепископ Арам Кешишян являлся Координатором Центрального и Исполнительного комитетов Всемирного Совета церквей, и в Москву его пригласил Патриарх Алексий Второй именно в этой ипостаси.
Но впечатление было такое, что Арам Первый ездит в те епархии, где до этого побывал Гарегин Первый, и архиепископ Тиран так прямо и заявил антилиасскому католикосу. А еще он его обвинял в продолжении подрывной деятельности против Эчмиадзинского Католикосата, приводя многочисленные примеры, на что Арам Первый был даже вынужден вскричать:
- Я только делаю то, что до меня делал Гарегин!
Правда, до этого момента все развивалось тихо и благочинно. В ресторане «Парнас» на 14-ом этаже гостиницы «Интурист», владельцем которого был Юрий Папьян, собрался главный актив Главы Епархии Олег Мелик-Саркисов, Камо Удумян, Георгий Меликянц, Георгий Тер-Газарянц, Степан Ситарян, Саро Бархударян, Роберт Баблоян и другие.
В сопровождении глав Кипрской, Кувейтской, Ливанской и других епархий Киликийского Католикосата, а также Министра-советника Посольства Армении Рубена Азизбекяна и его коллеги Саркиса Шахазизяна в зал ресторана вошел Арам Первый.
Замыкали его свиту недавно назначенные московские представители дашнакской партии Вардан Акопян и Сейран Багдасарян.
Предваряя встречу, Арам Первый сказал:
«Я нахожусь в России по приглашению духовного главы Русской Церкви Его Святейшества Алексия Второго. За это время я имел ряд важных встреч с Патриархом и другими иерархами Русской Православной Церкви, а также с государственными деятелями России. Так, сегодня я встречался с Председателем Государственной Думы; предполагалась также встреча с Президентом Борисом Ельциным, но это не удалось: из-за ряда внутренних и внешних проблем, возникших в последнее время, он очень был занят. Тем не менее, я имел долгую беседу с его личным советником по Ближнему Востоку и Африке, с которым мы обсудили вопросы, связанные с этим регионом, да и с мировыми проблемами в целом. Здесь я хочу обратить внимание следующее: во время всех этих встреч я особенно подчеркивал важность многовековой дружбы армянского и русского народов, Армении и России, Армянской и Русской церквей, а также необходимость придания этой дружбе нового размаха, новых параметров и новых оттенков.
Хочу также отметить, что Русская Церковь имеет четкую позицию в отношении Карабаха и проблем армянского народа и она зиждется на христианском мировоззрении, христианских ценностях. Что касается государства, здесь подход более умеренный, сбалансированный и оно стремится учитывать интересы и другой стороны.
Я хочу выразить надежду, что мой визит послужит дальнейшему укреплению прямых и непосредственных связей между Русской Православной Церковью и Киликийским Католикосатом Армянской Апостольской Церкви. В этих взаимоотношениях, которым мы придаем большое значение, мы будем и впредь исходить из единства нашего народа и нашей Святой Церкви. Да, в Армянской Церкви существуют два независимых католикосатов, но они едины в отношении к общим интересам армянского народа. Вот наша позиция, вот мой призыв к единству нашего народа. Такое единство нации, где государство, Церковь - как Эчмиадзин, так и Антилиас - и организованный спюрк будут иметь свое место и свою роль».
Потом было застолье, непринужденное общение, расцвечиваемое песнопениями отца Мегхрика – настолько прекрасными, что это надо было услышать!
Я был приглашен на встречу с одной единственной целью: показать антилиасцам, что и в Москве выходит армяноязычное периодическое издание, каковое обстоятельство, добавлю не без удовольствия, буквально повергло в шок гостей:
- «Юсисапайл»!? В Москве продолжает выходить «Юсисапайл»!?
Их восхищение и радость были неподдельными. А Католикос Арам Первый потребовал бумаги, чтобы обратиться с кратким письменным посланием к читателям «Юсисапайла»:

И даже пригласил в мае приехать на праздник мирроварения.
Получив экземпляр «Юсисапайла», каждый – а это были главы епархий - считал обязательным для себя поцеловать покрытую типографской краской бумагу, ибо это были Армянские письмена.
А Глава нашей епархии, будучи до мозга костей фанатом эчмиадзинского католикосата, тем временем почти кричал на Арама Первого, из-за чего тот вскорости ретировался со своей свитой.
Мне кажется, что Арам Первый именно это припомнил архиепископу Тирану Кюрегяну, когда спустя семь лет тот вывел епархию из под юрисдикции Эчмиадзина и обратился в Антилиас с просьбой войти в состав Киликийского католикосата.
А то стал бы Антилиас особенно церемониться: когда аналогичная ситуация возникла в Канаде, они быстро ее прибрали к рукам.

С 29 по 31 марта в Москве прошло Собрание представителей епархии, которое стало по сути дела самым представительным форумом российских армян за последние 80 лет. В работе епархиального съезда приняли участие 116 священнослужителей и мирян, представлявших Адлер, Армавир, Балашиху, Буденновск, Владивосток, Владикавказ, Георгиевск, Екатеринбург, Иркутск, Киров, Кисловодск, Краснодар, Москву, Новгород, Новороссийск, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Туапсе, Ярославль, Ульяновск, Чалтырь, а также Ереван. Львов, Самарканд, Симферополь, Харьков. Были также приглашены руководители 16 армянских организаций, действующих в Москве, и журналисты.
Собрание, которое проходило в актовом зале гостиницы "Арбат", открыл Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Тиран Кюрегян. Он предоставил слово атенапету Епархиального совета К. Б. Удумяну.
"Наше собрание,- сказал в своей вступительной речи К. Удумян,- проходит в один из поворотных периодов истории армянского народа. Наконец-то стала реальностью наша вековая мечта - родилось независимое свободное государство армянского народа. Мы все знаем, что такие исторические процессы никогда не проходят гладко: они всегда сопровождаются сложностями. Но мы также и верим в творческий дух и высокий потенциал нашего народа.
В жизни армянского народа, наверное больше, чем в жизни какого-либо другого народа, церковь, в силу исторических обстоятельств, всегда играла огромную роль. Когда мы не имели государства, Армянская церковь олицетворяла нашу государственность; когда мы не имели Академии Наук, Церковь выполняла функции научного учреждения; когда мы не имели министерств культуры и просвещения, Армянская церковь была хранительницей и продолжательницей духовных и общечеловеческих ценностей нашего народа.
И, естественно, что в этот переходный период еще больше увеличивается духовная созидательная роль Армянской церкви, повышается ее объединяющее значение тем более для нашего народа, который в силу исторических причин рассеян по многим странам мира. В этих условиях Армянская церковь еще и служит незаменимым связующим звеном как между общинами, так и с исторической родиной.
К сожалению, наши все попытки создать единую структуру армянской общины России не увенчались успехом. Больно говорить, но это факт. Именно в этой ситуации роль Церкви, роль епархии огромна - она призвана объединить вокруг себя всех проживающих в России армян, независимо от их политических убеждений.
Я ничуть не хочу умалить роль и значение других общин. Но, если быть объективным, ни одна община мира не обладает таким мощным потенциалом, не располагает такими интеллектуальными, культурными и экономическими возможностями, как Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской церкви.
Одной из благороднейших сторон деятельности Армянской церкви я бы назвал также и то, что она всегда выступала в роли первооткрывателя, инициатора установления и развития добрых связей между Россией и Арменией.
И сегодня мы, представители армянской общины России, собравшиеся здесь, не можем не сказать слов признательности и благодарности воистину великому русскому народу. Это не дежурные слова - это история, это вся наша жизнь.
В заключение, хочу выразить надежду, что решения сегодняшнего Собрания представителей станут новым этапом в развитии армянской общины России."
Затем делегаты Собрания избрали руководящие органы: Президиум -архиепископ Тиран Кюрегян, посол РА в РФ Ю. Мкртумян, викарий Северного Кавказа верховный архимандрит Езник Петросян, викарий Украины верховный архимандрит Натан Оганесян, атенапет Епархиального совета К. Удумян, депутат Госдумы А. Чилингаров, министр труд Меликянц, член Правительства Москвы В. Арцруни, обозреватель ТАСС Л. Онников, президент фонда С. Ситарян, директор РАИС Тер-Газарянц; мандатную комиссию - О. Мелик-Саркисов, Р. Айрапетян, О. Еприкян; секретариат - Д. Балаян, отец Саркис Погосян, В. Автандилян: редакционную комиссию - В. Геворкян, В. Мушегян, А. Аракелян, А. Гаспарян.   
С докладом о деятельности Ново-Нахичеванской и Российской Армянской Апостольской Церкви выступил архиепископ Тиран Кюрегян.

"Двадцать лет назад, - сказал, в частности, србазан, - в епархии было 6 действующих церквей и 5 священников.. Сегодня их количество возросло в несколько раз: вступили в строй церкви в Санкт-Петербурге, Краснодаре - впрочем, об этом более подробно расскажут сами викарии. Важно отметить, что наша епархия развивалась не только в церковно-религиозном, но и в культурно-просветительском направлении:, развернута широкая образовательная и издательская деятельность, в епархии действует сеть воскресных школ, издаются газеты, причем как церковного, так и светского содержания, а также и книжная продукция.
Одна из главных задач сегодняшнего Собрания - принятие нового Устава епархии, в который внесены редакционные изменения, в частности, там, где  упоминается СССР, переделано на Россия. Имелись и другие изменения, но об этом об этом я скажу, когда перейдем к этому пункту повестки дня. Сейчас я только хочу напомнить, что наш Устав был подписан в 1991 году, когда впервые за последние 70 лет Католикос всех армян приехал в Москву по приглашению самой епархии. Потом, после кончины блаженной памяти Вазгена Первого, в Святом Эчмиадзине прошло Общенациональное Церковное Собрание, в работе которого от нашей епархии, объединяющей 2,5 миллиона прихожан, приняли участие 100 делегатов. Практически сразу после выборов новоизбранный Католикос всех армян Гарегин Первый свой первый визит совершил именно в Москву. То же самое сделал и новоизбранный Католикос Великого Дома Киликии Арам Первый, который приезжал в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Но тут надо иметь в виду, что Арам Первый был приглашен в основном в связи с его деятельностью в качестве Координатора Всемирного Совета Церквей, где. активно участвует и Русская Православная Церковь."
После этого с приветствием к Собранию выступил А. Н. Чилингаров.
"Я очень счастлив и рад, что мне выпала честь стать делегатом этого Собрания и я заверяю вас, что сколько у меня будет сил и энергии, я буду помогать армянскому народу. Я всегда помню, что я армянин, и, будучи уже третий год депутатом Государственной Думы России, я, в меру своих возможностей, стараюсь быть полезным своему народу. И надо отметить, что кое-что удалось: как вы все наверное помните, в прошлом году Госдума единогласно приняла предложенный нами текст Заявления, осуждающего геноцид 1915 года.
Владыка Тиран сказал, что нам предстоит принять новый Устав, в который внесены редакционные изменения: "СССР" заменен на "Россию". А может рано? Конечно, вряд ли вернутся старые времена, но мы, армяне, живущие в России, у нас ведь особое отношение. Меня спрашивали, как я отношусь к денонсации Беловежского соглашения. А как я могу быть против, я ведь полукровка!
Сейчас трудно предугадать, как дальше будут развиваться события, но одно очевидно: во что бы то ни стало нам надо сохранить единство нашей епархии. И в это трудное, непростое время нам надо еще теснее сплотиться вокруг Святой Церкви.
Я готов многое сделать в составе Епархиального совета (мне уже намекнули, что собираются избрать в него) по линии гуманитарной помощи и особенно в вопросе облегчения положения беженцев. Сегодня вряд ли найдется армянская семья в России, которая не приняла бы по нескольку человек. В этом наша кровь, в этом наше братское отношение друг к другу. И я хочу, чтобы Бог нам всегда помогал. А мне, кстати. Бог всегда помогает: в моих полярных
экспедициях без помощи Всевышнего я вряд ли бы остался в живых.
Поэтому и я хочу, чтобы нас всех объединял Бог, а Бог - это вера, это дружба, это братское отношение друг к другу. Если армяне будут ближе друг к другу, то, наверное, не забудет нас и Республика Армения. Пользуясь тем, что здесь присутствует господин посол, я хочу еще раз заявить: решите вопрос с двойным гражданством, оно нам очень нужно, оно даст нам возможность по-настоящему чувствовать себя представителями республики. Это очень важный вопрос и, быть может, и Церкви следовало бы подключиться к нему. Мы со Святым Эчмиадзином соединены через нашу епархию, а с вот с Родиной - нет.
Еще раз приветствую Собрание представителей епархии и прошу меня простить за то, что вынужден вас всех покинуть."
Далее с содокладами выступили викарий Севернего Кавказа верховный архимандрит Езник Петросян и викарий Украины верховный архимиандрит Натан Оганесян.
Затем слово было предоставлено Чрезвычайному и Полномочному послу Республики Армения в Российской Федерации г-ну Ю. И. Мкртумяну.
"Мне очень приятно принимать участие в собрании. на который из разных регионов приехали представители армянских общин, настоятели армянских церквей, чтобы обсудить волнующие нас всех проблемы, проблемы, которые стоят перед всем армянством, проблемы, которые стоят перед российским армянством
Я желаю вам больших успехов в вашей работе.
Хотелось бы, прежде всего, сказать о том, что мы, живя вдали от Родины, являемся преданными гражданами своих стран; работаем честно, на благо этих стран, но, в то же время, обращаем свои взоры и к Армении. Поэтому, не случайно, что армянство является надежным мостом в сегодняшних российско-армянских межгосударственных отношениях.
Посольство Республики Армения гордится тем, что в России живет армянство, которым гордится вся наша нация. Это высокий интеллектуальный потенциал. Это преданные России и преданные армянским проблемам, армянской нации люди, и с их помощью можно многого добиться.
Мы живем в переходное время: меняются ценности, приоритеты, перед нами стоят проблемы возрождения религии, возрождения на новом уровне духовной общности людей и народов. В этих условиях у Армянской Церкви есть много проблем, которые должны решаться как на внутриобщинном уровне, так и в общении с Церквями тех стран, в которых мы живем. Я очень рад, что Армянская Апостольская Церковь и ее Ново-Нахичеванская и Российская епархия находятся в очень тесной связи с Русской Православной Церковью, что предстоятели наших церквей в лице Их Святейшеств Алексия Второго и Гарегина Первого установили между собой тесные связи, что есть духовное родство, которое нынешнее поколение армян должно продолжить и приумножить и сделать все, чтобы это родство, имеющее вековые традиции, продолжалось и сегодня.
Дорогие соотечественники, сегодня связи Родины и диаспоры приобретают новое звучание, новое осмысление. Мы имеем свою независимую государственность, мы живем в странах, которые также добились своей национальной независимости. И мне хотелось бы пожелать, чтобы мы все вместе - и посольство, и наши государства, и наше армянство - были едины; чтобы мы могли помогать друг другу, чтобы авторитет армянства был очень высоким, чтобы отдача была великая и чтобы будущие поколения армян выразили благодарность сегодняшним поколениям за то, что они в это великое переходное время смогли правильно соорентировать основные приоритеты и сделать все, чтобы национальные проблемы, проблемы наших интернациональных связей продолжали обогащаться и развиваться на благо наших народов."
После перерыва делегаты приступили к обсуждению проекта нового Устава, в ходе которого верховные архимандриты Езник Петросян и Натан Оганесян изложили свои соображения по разделению Ново-Нахичеванской и Российской епархии на четыре-пять епархий. Развернулась бурная дискуссия, и основная масса выступавших крайне отрицательно отнеслась к подобным идеям, расценив их как попытку подрыва единства епархии. Меньше споров возникло в связи с тем пунктом нового Устава, который предусматривает выборы Главы епархии, а также викариев и других руководителей приходов. Несмотря на то, что накануне Его Святейшество Гарегин Первый дал указание исключить этот пункт из Устава и повестки дня. Собрание по этому поводу приняло специальное Обращение к Верховному Патриарху  и провело голосование, выразив Главе епархии единогласный вотум доверия. Затем состоялись выборы Епархиального совета, в состав которого вошли: арх. Тиран Кюрегян, верх. архимандр Езник Петросян, верх. архимандр. Натан Оганесян, К. Удумян, Г. Тер-Газарян, О. Мелик-Саркисов, А. Сагерян, В. Арцруни, А. Чилингаров, С. Ситарян, Л. Айрапетян, Д. Давидянц, Г. Тосунян, Д. Абрамян, Г. Меликянц, Н. Микоян и настоятели ряда церквей из регионов.

Принятие нового Устава было важнейшей задачей архиепископа Тирана Кюрегяна. Напомню, что подавляющее большинство епархий Эчмиадзинского католикосата и все епархии Антилиаса имели самостоятельность в деле выборов своих глав. Католикосы могли только предложить снять или избрать кого-то, но все решалось голосованием на местах. Исключение составляла Российская епархия, и это шло с царских времен, когда было введено Особое положение об армянской церкви на территории империи.
Обладая постоянным большинством сторонников в рамках епархии, архиепископ Тиран хотел обезопасить себя от волевых решений Эчмиадзина, но ни Гарегин Первый, ни затем Гарегин Второй не утвердили новый устав, что и, в результате, через несколько лет привело к печальным событиям 2001 года.

Продолжение следует

Предисловие и глава первая, глава 2-я, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 20, 21, 22,

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz