Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сороковая

25 января 2000 года вышел 102-й номер «Юсисапайла».

ОБРАЩЕНИЕ
Армянским окружным национально-культурным автономиям и другим армянским
общественным объединениям г. Москвы
Всем участникам московского армянского общественного движения.
Совет Московской армянской региональной национально-культурной автономии и Армянской общины Москвы:
имея целью приведения качества проводимой работы на уровень, соответствующий национальным задачам, и вытекающую из этого необходимость радикального реформирования деятельности Общины, что требует принятия нового Устава;
учитывая пожелания интеграции в структуры единого национального представительского центра, каковым по российскому законодательству является региональная национально-культурная автономия (и соответственно представляющая ее Община) ряда общественных групп и деятелей;
принял решение о проведении во второй половине февраля с, г. VI Конференцию Общины и создание Оргкомитета по его подготовке,
К участию приглашаются окружные национально-культурные автономии Москвы, все заинтересованные лица и общественные объединения. Направляем для предварительного обсуждения проект нового Уставе Для своевременного решения технических вопросов (объемы зала, распечатка мандатов и т.д.), связанных с проведением Конференции, просим представить письменные заявки для участия в проведении Конференции с пофамильным списком лиц (с указанием телефонов), делегированных вашей организацией. К заявке просим приложить предложения по изменению и дополнению представленного вам проекта Устава, а также списки выдвигаемых кандидатов в состав Совета Общины и Контрольной комиссии. Следует иметь в виду, что в целях упорядочения работы Конференции, на ее рассмотрение будут вынесены только те предложения по Уставу и кадровым вопросам, которые будут представлены письменно и предварительно.
Указанные документы просим сдать до 10 февраля в Оргкомитет по подготовке Конференции (тел. 192-67-72 Халатян Гегам Левонович). Желающие участвовать в проведении Конференции могут также записаться по телефону 925-80-70 (Аида Андреевна).
После уточнения времени и места проведения Конференции соответствующая информация будет доведена до сведения всех участников.
Организационный комитет
(Правда, потом пришлось вручную изменять номер телефона уже в отпечатанном тираже: автор по ощибке дал телефон... приемной Ара Абрамяна)

Гегам Халатян
В МОСКВЕ НУЖЕН ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
«Юсисапайл» уже сообщал о том, что планируется проведение Общемосковской Конференции Общины. Эта информация вызвала оживленный интерес читателей, в редакцию поступило много вопросов, и мы попросили ответить на них главного инициатора Конференции и руководителя ее оргкомитета Гегама Левоновича Халатяна.
Напомним, что Г. Л. Халатян является активнейшим деятелем армянской диаспоры Москвы: в частности, он был инициатором создания в* 1991 году Московской армянской общины и ее первым председателем Правления. Усилиями Гегама Левоновича мы тогда имели действительно дееспособную общинную организацию и дай Бог, если нам удастся ее воссоздать!

«Юсисапайл». Совет Региональной национально — культурной автономии армян Москвы и Армянской общины Москвы уполномочил Вас координировать работу Оргкомитета по подготовке Общемосковской Конференции Общины, призванной радикально реформировать ее деятельность. Вы известны как человек, уже более 10 лет последовательно выступающий за функ¬ционирование общинной организации как единого национального центра московских армян. В Москве с большим или меньшим успехом действовало или действует довольно большое количество армянских общественных организаций. Отсюда вопросы:
5. Так ли уж необходимо функционирова¬ние такого центра?
6. В чем Вы видите существенные отличия общинной организации от прочих общественных объединений?
7. Какие факторы оказывают на Ваш взгляд существенное влияние на жизнестойкость такой Общины?
Г. Л. Халатян. Предварить наш разговор я должен несколькими заявлениями:
1. Покойный премьер В. Саркисян в своей речи на Форуме в Ереване в сентябре прошлого года сказал, что сложившаяся ситуация требует трезвой и беспристрастной оценки, что говорить о ней следует правду и только правду, какой бы горькой она не была. Буду следовать этому призыву, и говорить правду, как я ее понимаю, даже рискуя навлечь на себя гнев многих. Приведенные примеры характерны для нашей жизни, и я не имею в виду кого-то конкретно. Прошу прощения у тех, кто почувствует себя задетым, у меня нет желания кого-либо обидеть. Просто не вижу иного способа преодоления негативных тенденций развития армянского мира Москвы, помимо откровенного, нелицеприятного разговора.
2.В этом материале постоянно будут употребляться обороты "мы думаем", "мы считаем" и т.п. Это не потому, что, как может показаться, ответы на вопросы редакции составлялись не одним человеком и уж конечно не в смысле "Мы, Николай Второй ...". Дело в том, что изложенные в материале мысли и идеи— плод многолетних дискуссий и размышлений определенного круга участников национального движения, и я не имею морального права считать все это результатом только собственных умозаключений, хотя и не снимаю с себя личной ответственности за все здесь сказанное.
3.Здесь не излагается истина в последней инстанции. Зыбкая почва, на которую мы вступили, - это практически не изученная область социальной психологии. За долгие годы участия в национальном движении не помню сколько-нибудь серьезного общественного разговора на эту тему, какой-либо публикации. Может быть поэтому некоторые прописные истины, достигнутые ценой потерянных лет и немалым количеством попорченной крови и уже ставшие общим местом для очень несхожих, оппонирующих друг другу ветеранов движения, продолжают оставаться тайной за семью печатями для новых участников. Тоскливо видеть как каждый новый человек с бонапартистским запалом вновь и вновь наступает на одни и те же грабли, бесполезно растрачивая свой недюжинный потенциал и истощая и без того скудный запас веры людей в эффективность организованных форм общественного взаимодействия.
В преддверии Общемосковской Конференции мы хотели бы данной публикацией положить начало широкой дискуссии по существу затронутых вопросов.
Есть серьезный негатив
Чтобы войти в тему нашего разговора, необходимо осознать в каком мире мы живем, понять степень влияния, которое оказывает положение дел в Москве на все национальное движение. Боюсь, что ничего особо нового не скажу, но выводы, к которым мы пришли, выглядели бы голословными утверждениями без этих, может быть в чем-то банальных рассуждений.
Сначала поговорим о негативе. Смею утверждать, что ситуация, в которой мы находимся, аналогична с ситуацией, в которой находился армянский народ накануне Сардарабадской битвы. Сумгаит и последовавшие за ним события со всей очевидностью показали, что проблема геноцида для нас не фактор генетической памяти, а вполне актуальный вопрос. Прискорбно, но факт: менталитет наших исторических оппонентов, их методы решения проблем за более чем 100 лет ничуть не изменились. Поэтому мы не можем испытывать никаких иллюзии по поводу решимости врага, его силе, его планомерной и тщательной подготовки к грядущим событиям. Таким образом, задача организации всесторонней помощи Армении приобретает для диаспоры особую актуальность сейчас, в преддверии жестоких испытаний, реально угрожающих последним остаткам нашей исторической Родины, ибо кто может гарантировать, что Армения, пережившая разрушительное землетрясение, наплыв беженцев, войну и блокаду (продолжающуюся по сей день), а сейчас испытывающая массовую экономическую эмиграцию, сможет выстоять без серьез¬ной поддержки диаспоры.
Нас беспокоит и судьба самой диаспоры (оговоримся, что в основном имеются в виду армяне, проживающие на постсоветском пространстве). Без наличия широкой сети национальных образовательных и культурных учреждений, создания системы сотрудничества и взаимопомощи, а также многих других составляющих общинной жизни—диаспору объективно ждет неизбежная ассимиляция. Непростое положение наших соотечественников на юге России, пресловутая кампания против "лиц кавказской национальности", все возрастающее укрепление нацистских профашистских организаций не вселяют нам чувство безмятежного спокойствия даже в дружественной России, а, с учетом ситуации в других нестабильных регионах СНГ, - общая картина становится еще более тревожной.
Может показаться, что в таком анализе краски несколько сгущены. Спорить не будем. Согласимся с тем, что если даже перспектива негативного развития событий составляет всего лишь 5% от всех вероятностей, то это достаточный повод, чтобы бить во все колокола, ибо речь идет о выживании нации, Родины, да и каждого из нас.
Но, в современной ситуации есть и позитивная сторона, дающая нам доселе невообразимые возможности. Впервые за много столетий (не считая очень короткого периода между крушением Российской империи и становлением СССР) армяне имею! независимое государство; непосредственно имеют голос в международных организациях; для защиты страны есть армия (а не "незаконные вооруженные формирования"); есть возможность самостоятельно выбирать пути развития и национальные приоритеты. Это огромная ценность, все значение которой, думается, мы не вполне осознаем, быть может потому, что судьба ее нам подарила без сверхусилий с нашей стороны. (Вспомним, сколько всякого разного приходится делать иным, чтобы заиметь собственное государство).
В России, где проживает приблизительно одна треть нашего народа, имеются крайне благоприятные условия для общественной деятельности в целях национального саморазвития. Государством принят ряд очень либеральных законов ("Об общественных объединениях", "О национально — культурных автономиях" и др.), поощряющих деятельность, за которую еще очень недавно можно было бы стать объектом преследования. Предусмотрены функционирование межнациональных консультативных советов при региональных и федеральном правительствах и даже бюджетные ассигнования на национальные мероприятия. Уже есть государственные национальные школы. И, разве сам факт издания Вашей газеты, и то, что Вы можете печатать интервью такого рода, не является ярким примером свободы национального самовыражения, существующей в современной России.
Ограниченные объемы газетной площади вынуждают опустить множество важных аргументов в подтверждение позитивной или негативной оценки ситуации. Но уже из перечисленного можно сделать вывод: современная обстановка несет в себе для нас как колоссальные угрозы, так и колоссальные возможности. Оттого, сумеет ли наше поколение достойно использовать предоставленный историей уникальный шанс, зависит судьба армян, как народа. Что же мы должны делать в этих парадоксальных условиях? Напрашивается очевидный ответ: для решения сверхсложных и сверхтрудных общенациональных проблем требуются усилия всей нации, консолидация всего ее потенциала. Иначе говоря, задача состоит в том, чтобы семь миллионов армян (которые, за исключением жителей РА и НКР, в большинстве своем живут каждый сам по себе и кроме пятой графы в анкетах никак между собой не связаны) стали семимиллионным армянским народом, имеющим эффективные механизмы взаимодействия.
Надо сказать, что за последние 11 лет попытки создания объединений межрегионального, общероссийского, международного, или даже общенационального масштаба предпринимались неоднократно. И все одинаково безуспешно. Тому есть ряд причин, о которых стоит поговорить особо в другой раз. Но есть одна, главная причина, непосредственно относящаяся к теме нашего разговора. Дело в том, что такие инициативы заведомо обречены на неуспех, если не опираются на легитимных представителей с мест, за спиной которых имеются реальные людские и материальные ресурсы. Проще говоря, нормальный дом не может состоять из одной крыши, и без фундамента полноценной местной общинной организа¬ции такого рода верхушечные построения ущербны по определению, на каком бы высоком уровне их не инициировать и какие бы уважаемые люди в них не участвовали.
Итак, что же должна предпринять нация, чтобы адекватно среагировать на вызов брошенный историей в этот переломный момент? Пользуясь методологией небезызвестного основоположника, ответы на извечные вопросы можно сформулировать следующим образом:
Что делать? — Мобилизовать нацию через его консолидацию.
С чего начать? — Создавать на местах общинные организации, полноценно отражающие потенциал нации в данном регионе.
Анализ ситауции
Все сказанное было необходимым введением в тему. Теперь можно перейти непосредственно к анализу ситуации в Москве. Очень важно сразу подчеркнуть, что армянская диаспора и национальное общественное движение имеют здесь свою ярко выраженную специфику и поэтому все наши дальнейшие рассуждения и выводы касаются в основном только Москвы.
Действительно в столице существуют около десятка армянских объединений. Издаются несколько журналов и газет, по памятным дням проводятся вечера, функционируют школы и художественные коллективы, в какой-то мере реализуются функции лоббирования, довольно активна деятельность с молодежной спецификой и т.д. и т.п. Осуществляется все это весьма немногочисленными силами, подчас титаническими усилиями. Ошибки и недостатки (реальные и мнимые) этих людей живо обсуждаются, а вот осознания собственной ответственности нет, хотя очевидно, что эта тонкая прослойка энтузиастов берется решать зачастую неразрешимые для себя задачи в результате вакуума, созданного действиями или бездействием естественных лидеров нации в лице национальной элиты, деловых кругов, представителей республики и церкви. Мы считаем, что все действующие объединения заслуживают нашего признания, уважения и поддержки и должны продолжать функционировать, ибо действуют или пытаются действовать во благо нации. Эти сложившиеся группы являются первыми ростками на общинной ниве, которые при бережном к себе отношении должны множиться и крепнуть.
Заявив таким образом свое принципиальное отношении к деятельности коллег, мы тем не менее вынуждены с горечью признать, что уровень работы, проводимый действующими общественными организациями ни в коей мере не соответствует уровню национальных задач, и в ничтожной мере отражает реальный потенциал московских армян. Фактически, учитывая естественное значе-ние Москвы в делах армянской диаспоры всей России, мы стали тормозом на пути динамичного развития армянского национального движения. Результаты, которые выглядят совсем даже неплохо на фоне достижений многих других национальных групп в Москве, нас удовлетворить не могут, ибо мы в особом положении и спрос с нас особый.
Некоторые полагают, что качественные изменения произойдут сами собой, по мере естественной консолида-ции людей, имеющих общие интересы, образования новых общественных объединений и охвата новых сфер деятельности. С этим можно было бы согласиться, если бы не фактор времени. Если за 12 лет национального общественного движения в Москве мы имеем то, что имеем, то сколько еще времени должно пройти, чтобы мы имели то, что нам нужно иметь? И какие еще катастрофические события должны свалиться на наши головы, чтобы мы осознали необходимость форсированных активных действий? Не поздно ли будет тогда вообще что-либо делать?
А безудержным оптимистам, которые считают, что мы древний и мудрый народ и поэтому ничего плохого с нами случиться не может, советуем сличить карты Армении и современной РА, или подумать о том, в каком положении мы были бы сейчас, если бы операция "Кольцо" была бы доведена до своего завершения. (Напомним, что тогда мы теряли один населенный пункт за другим, пока путч ГКЧП не развалил СССР). Или посетить ереванское кладбище "Ераблур", где покоятся останки тысяч воинов- добровольцев последней войны. Вечная память павшим Героям! В свои 18-20 лет они понимали, что действия народа состоят из своевременных поступков каждого из нас. Ценою своих юных жизней добыли для нас хрупкую победу. А мудрость — это когда предвидят события и своевременно предвосхищают их (желательно бескровно).
Итак, время не терпит. Уже потеряно целое десятилетие. И, когда мы говорим о необходимости единого национального центра, то это не от иррациональной тяги к глобализму (в чем нас иногда обвиняют), а потому что именно в этом видим единственную возможность форсированно вывести национальное движение на качествен¬но другой уровень…

Статья огромная. Она заняла практически весь 8-ми полосный номер минус две полосы внутреннего разворота, где был помещен проект Устава. Полностью приводить статью нет возможности, хотя в ней содержались весьма интересные для сегодняшнего дня рассуждения и аргументированная критика существующих общинных структур. Точно была прогнозирована возможная реакция со стороны «диванных обществ» (члены которых легко умещались на одном диване) и «человеко-печатей» (организации из одного человека, но зато с печатью). Однако, надежда сохранялась, благо подключились к процессу крупные финансовые воротилы. Но не тут-то было.
Многие, в силу своего личного отношения к автору статьи, изначально негативно восприняли само содержание. Но больше всего разъярился академик С.С. Григорян, увидевший в самом факте публикации посягательство на свои права. Вплоть до того, что в следующем номере пришлось дать эту информацию:

Конференции не будет
В своем предыдущем номере «Юсисапайп» сообщал, что во второй половине февраля планируется проведение Общемосковской армянской конференции. Однако, нам стало известно, что руководитель Координационного комитета Г.Л. Халатян (статья которого была опубликована в "Юсисапайпе") отстранен от процесса подготовки этого мероприятия, а сам вопрос проведения конференции приобрел неопределенный характер. В ответ на запрос редакции. Гегам Левонович подтвердил эту информацию, но отказался сообщить детали, попросив только "передать через газету, что он глубоко сожалеет о том, что, доверившись определенным заверениям, неискренность которых теперь стала очевидной, невольно ввел армянскую общественность Москвы в заблуждение относительно готовности руководства Армянской общины Москвы к проведению существенных реформ".
Впрочем, эта публикация сыграла определенную роль в дальнейшем развитии общинного движения Москвы, а именно, в период формирования кадрового состава аппарата Союза армян России.

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz