Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сорок вторая

Утром 29 февраля по приглашению главы Русской Православной Церкви Патриарха Всея Руси Алексия Второго в Москву с официальным визитом прибыл Католикос Всех Армян Гарегин Второй.

Вот редакционная, опубликованная в номере 104 «Юсисапайла»:


Пастырское слово Католикоса московским армянам с благословением «Юсисапайла».

Тем временем был запущен процесс объединения армян России под эгидой Ара Абрамяна. В этом номере «Юсисапайл» сообщил:
10 марта Всероссийский Армянский Конгресс провел в подмосковном пансионате "Жуковка" (Петрово-Дальнее) совещание армянских общин России. В работе совещания приняли участие Глава Епархии архиепископ Тиран, посол Армении в России Сурен Саакян, вице-спикер Госдумы, председатель Епархиального Совета Артур Чилингаров, политолог Андраник Мигранян, а также издатель газеты "Лига наций" Ара Абрамян, спонсировавший это мероприятие.
Были представлены практически все региональные армянские структуры Москвы, Краснодара, Ставрополя, Ростова, Самары, Саратова, Новороссийска, Казани и других городов России, представлявшие все 52 субъекта Федерации.
Политическая часть совещания свелась к призыву оказать на местах всемерную поддержку избранию В. В. Путина Президентом России.
Организационная часть совещания, связанная с созданием союза армян России под эгидой Всероссийского Армянского Конгресса, оказалась плохо подготовленной; поэтому было решено усилить оргкомитет знающими дело людьми и провести первый съезд армян России в конце мая-начале июня.
Адрес оргкомитета: Москва, Армянский пер., дом 2, комн. 108. Тел. 925-0765.

Вся организационная работа велась неким Апетом Топалцяном, недавно только перебравшимся в Москву из Питера, поэтому и получилась нестыковка с названием новой организации. Зарегистрированный еще 5 января   «Всероссийский армянский конгресс» в лице Карена Микаеляна сидел рядом со мной в зале и лишь скептически улыбался. Но потом его лицо исказилось от злобы:
- Что за глупости!!
В это время репликами с мест возражали по поводу вовлечения национальных общин в политику, на что им отвечал главный идеолог Ара Абрамяна  политолог Андраник Мигранян:
«В мире не существуют этнические, религиозные организации, которые находятся вне политики. Такого нет ни в одной стране. Джордж Кеннан писал: «Нет американской внешней политики. Есть внешняя политика еврейской общины, негритянской общины, польской, итальянской общины. Каждая община, организуясь через своих представителей, оказывает давление на Госдепартамент. Госдепартамент и президент принимают то или иное решение, потому что есть организованная община, которая может оказать влияние». Если вы - воскликнул Андраник Мигранян, - не хотите оказывать влияние в масштабах России, зачем вы сюда приехали? До тех пор пока национальные общины не самоорганизуются, пока они не сформулируют проблемы, которые мешают их органичному включению в местные органы власти, не выяснят, что мешает их предпринимательской деятельности, развитию школы, языка, культуры, пока не создадут координирующие структуры - они не станут серьезной политической силой, и их голос не будет услышан в политических кругах. То, что вы хотите создать, - это и есть главный элемент гражданского общества. Было бы величайшей глупостью сегодня политически не определиться. Общинная жизнь без реального влияния на политику - это ноль».

Потом был неизбежный банкет, в самый разгар которого архиепископ Тиран вдруг призвал всеобщее внимание и сообщил, что вместе с Ара Абрамяном отлучился для 10-минутной аудиенции у Предстоятеля Русской церкви. Под бурные аплодисменты присутствовавших мы узнали, что, пока тут был лей-пей, это богоугодное начинание благословил сам  Патриарх Алексий Второй.

Приближавшиеся президентские выборы взбудоражили не только организаторов мероприятия в пансионате «Жуковка».

ПРИЗЫВ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА
Накануне выборов Президента России генеральный директор Культурного центра «Вернатун» Вардкес Айрапетян распространил обращение к армянской диаспоре России с призывом отдать свои голоса кандидату в президенты Владимиру Путину.
В обращении говорилось: "С распадом СССР Россия приобрела свободу и самостоятельность, основалось демократическое государство Российская Федерация. Национальные меньшинства получили благоприятные условия для открытия национальных школ. С тех пор в Москве открылась первая государственная армянская национальная школа N° 1110 и еще четыре неполных средних школы. В отдаленных районах открылось 98 воскресных армянских школ. Возродилась и выходит газета «Юсисапайл» - «Северное Сияние» (главный редактор Давид Балаян). Открылись и успешно действуют Театр Армена Джигарханяна, Театр Жанны Агасян, Театр Сергея Мелконяна «Арлекин», молодежный клуб Вани Автандиляна, камерный хор Нелли Андреасян и новое культурное общество «Арарат».
На очереди открытие ЛАЗАРЕВСКОГО ИНСТИТУТА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ. Это мечта не только армян России, но и армян всего мира. Ведь Лазаревский институт — поистине ведущее русско-армянское учебное заведение. За 103 года его существования тысячи лучших сыновей России окончили этот вуз. Достаточно назвать имена таких корифеев, как Иван Сергеевич Тургенев, Юрий Веселовский, Валерий Брюсов, проф. Сергей Глинка, проф. Алексей Мерзляков, пятеро из семьи Льва Николаевича Толстого.
Отдав свои голоса В.В.Путину, мы не ошибемся, надеясь на восстановление храма армянской науки, культуры и просвещения — Лазаревского института. Никто так не знает цену жизни, свободы и независимости как мы - армяне. Нам необходима сильная Россия, благополучная Россия. Чем сильнее Россия, тем спокойнее и надежнее будут жить наши соотечественники на Родине и в Российской Федерации".

В те же дни газета попыталась воплотить свою давнишнюю мечту –

КЛУБ «ЮСИСАПАЙЛ»
18 марта в помещении Московского центра межнационального сотрудничества (ул. Новослободская, дом 33) начал свою работу Армянский клуб "Юсисапайл". На первом заседании клуба были обсуждены организационные вопросы, а также было решено провести ряд «круглых столов», посвященных проблеме создания единого национального центра московской армянской диаспоры.

Основную роль в подготовке и проведении этого первого заседания клуба сыграл Гегам Халатян: договорился с владельцем помещения Ашотом Айрапетяном и был главным выступающим (оговорюсь, что проблемы с постоянным местом проведения клуба в тот период так и не удалось решить). Он рассказал о том, как был отстранен от процесса подготовки Конференции Армянской общины Москвы. Оказывается, гнев Григоряна вызвала публикация в "Юсисапайле" проекта устава Общины, которая содержала введение сопредседательства. Игнорируя данное им ранее согласие по этому вопросу, он теперь твердит, что единственно эффективная система управления — это жесткое единоначалие.
«При этом, - сказал Халатян (цитируется по стенографии), -  Григорян не снисходит до объяснения причин того очевидного всем факта, что "Армянская община Москвы", председателем Совета которой он стал, когда она была вполне дееспособной, и в которой он затем ликвидацией Правления, обструкциями и изгнанием неугодных, лишением каких-либо должностных полномочий любого другого участника Общины и их присвоением последовательно внедрил "единственно эффективную систему" своего полного единоначалия, - постепенно деградировала до уровня "общины Григоряна", за которой теперь практических дел почти не видно, если не считать за таковые надувание щек при длинных пустопорожних монологах, изрекаемых безапелляционным тоном все более сужающемуся кругу людей согласных безропотно внимать самоназначенному диктатору.
В очередной раз желание не обидеть себя, любимого, взяло верх над любыми другими соображениями. Разрушать — не строить. Перечеркнуты результаты большой подготовительной работы и рухнули вспыхнувшие было у многих надежды на то, что мы можем иметь Армянскую общину Москвы не по названию, а по сути».

К 135-летию со дня рождения Андраника была напечатана статья «Рыцарь византизма» московских ученых и политологов X. Г. Политидиса, И. Ю. Зая, Т. В. Артемова.  
Авторам статьи замечательным образом удалось показать, что и сегодня генерал Андраник остается символом борьбы за свободное будущее всего Кавказа, олицетворяет собой свободолюбивый дух кавказских народов, на протяжении веков ведущих неравную борьбу с турецкими захватчиками. В многовековой эпопее борьбы народов Кавказа с Великим Тураном Андраник Сасунский является олицетворением этой борьбы и легендой.
Очень важно также отметить, что впервые в российской прессе был сделан столь глубокий философский и политологический анализ исторических событий, где прошлое анализируется через восприятие настоящего и будущего, и выявлена непреходящая значимость личности и деятельности великого человека, который имел все основания сказать о себе: «Я не националист. Я признаю только одну нацию - нацию угнетенных. Там, где угнетенные, там и мой меч».

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz