Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сорок пятая

30 июня 2000 года вышел 107-й номер «Юсисапайла»

СОБЫТИЯ В АНАПЕ
4 июня в Анапе произошло массовое избиение армян. Антиармянские эксцессы начались после драки возникшей  в селе Варваровка между двумя подростками: 17-летний юноша-немец обидел 14-летнего мальчика из семьи армянских беженцев, который в ответ ударил обидчика палкой. Тот в больнице скончался, и его родственники подняли на ноги весь город. Милиция самоустранилась, и разъяренная толпа потребовала отдать мальчика для  расправы. И, когда родители мальчика отка­зались, началось массовое избиение армян в Анапе и ряде сел района. Российские средства массовой информации так ничего и не сообщили о событиях в Анапе, которые, кстати, послужили главным доводом губернатора Краснодарского края  Николая Кондратенко, по предложению которого Совет Федерации 8 июня отказался ратифицировать Договор между Россией и Арменией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
17 июня нью-йоркская газета «Armenian Reporter» со ссылкой на пресс-службу «Юсисапайла»  поместила на первой полосе информацию  о событиях в Анапе. Так же поступили и те  диаспорные газеты,  с которыми «Юсисапайл» поддерживает постоянную информационную связь.

Другие новости

25 мая в “Президент-отеле” состоялась внеочередная конференция Межрегиональной общественной организации “Московская армянская община”, хотя решение о ее созыве не было принято Советом этой структуры. Было объявлено, что в результате 4-месячной подготовительной работы все армянские общественные организации Москвы согласились войти в состав “Московской армянской общины”. Однако выступивший председатель Армянской общины Москвы академик Самвел Самвелович Григорян заявил, что его организация отказывается вступить в эту структуру и, когда ему не дали возможности изложить мотивы отказа, покинул зал. О своем нежелании присоединиться заявили также президент Международного фонда арменоведения Генрих Агаян и председатель культурного общества “Арарат” Альбина Сукиасян.
Был избран новый Совет во главе с бизнесменом Норайром Теваняном. Ряд, по-видимому, нежелательных лиц, в том числе и редактор “Юсисапайла”, были выведены из состава Совета без объяснения причин.

28 мая во Дворце Молодежи состоялся вечер, посвященный Дню восстановления государственности Армении. Выступили Глава Епархии архиепископ Тиран Кюрегян, новоизбранный председатель Московской армянской общины Норайр Теванян и руководитель Фонда армяно-русского содружества Сейран Багдасарян. Все с удовлетворением констатировали, что теперь три ведущие силы - церковь, община и дашнаки - действуют в тесном альянсе.

16 июня в “Президент-отеле” состоялся  учредительный съезд «Союза армян России», на котором присутствовали 172 делегата из 44 регионов. Приветствия съезду прислали президенты Владимир Путин (находившийся в Германии) и Роберт Кочарян, предстоятели церквей Алексий Второй и Гарегин Второй, премьер-министры Михаил Касьянов и Андраник  Маркарян, руководители парламентов и другие высокопоставленные лица России, Армении и Москвы.


Президиум учредительного съезда Союза армян России. На снимке (слева направо): посол Сурен Саакян, Георгий Тер-Газарянц, вице-спикер Гд РФ Артур Чилингаров, президент САР Ара Абрамян, председатель Московской армянской общины Норайр Теванян, Глава епархии арх. Тиран Кюрегян и другие.

Председательствовал на съезде вице-спикер Госдумы Артур Николаевич Чилингаров, а основной доклад зачитал академик Самвел Самвелович Григорян. Кстати, когда обсуждалась идея издания печатного органа новой организации (ни одна новая организация не может обходиться без идеи создания собственного печатного органа!), А. Чилингаров предложил на эту роль газету “Северное Сияние”. Артур Николаевич еще не знал, что этот вопрос уже решен и даже есть приглашенный из другого города редактор; вероятно, он просто вспомнил давнишний вечер в постпредстве Армении, посвященный 130-й годовшине “Юсисапайла”. Кстати, из других участников того памятного вечера, который состоялся 30 марта 1994 года, на съезде присуствовали также архиепископ Тиран, Павел Бородин, Константин Затулин и Андраник Мигранян.
Съезд утвердил устав новой организации, избрал руководящие органы и президента. Им стал известный предприниматель Ара Абрамян.
Ара Аршавирович Абрамян родился в 1957 году в селе Малишка Ехегнадзорского района Армении. Окончил Ереванский сельскохозяйственный институт, экономист. Работал в производственном объединении «Нейтрон» инженером, генеральным директором. В 1989 г. назначен зам. начальника управления Министерства электронной промышленности СССР. С 1993 г. по настоящее время - президент ЗАО «Согласие», партнерами которого являются корпорация «Де Бирс» и компания «Томсон - CSF». ЗАО «Согласие» учредило Издательский Дом «ХХI век - Согласие», который выпускает еженедельную газету «Лига наций» и ежемесячный журнал «Российский экспортер».

17 июня, на следующий день после съезда в «Президент-отеле», в  «Независимой газете» появилось «Обращение к армянам России», подписанное сопредседателями Коллегии Всероссийского Армянского Конгресса В. Арцруни, А. Маранджяном и К. Микаеляном. В этом Обращении, в частности, говорится, что в ближайшее время предполагается провести общероссийский съезд, заявки на участие в котором принимаются по адресу Московской региональной организации Конгресса: 125040, Москва, Скаковая 5, Тел. 945-59-79.

НЕЗАВИСИМАЯ ПРЕССА, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩИНЫ
Длительное время единственной формой национальной жизни московских армян было распевание песен 24 апреля. Разрозненные же попытки объединиться в группы, скажем, изучения языка быстро гасли, ибо наталкивались на болезненную реакцию властей.
К середине 1987 года объявленная Горбачевым перестройка разразилась постановлением, разрешавшим создавать самодеятельные общественные объединения; в нем, среди прочего, упоминались и землячества по национальному признаку.
Первыми реализовали эту новую возможность украинцы, сумевшие преодолеть сопротивление чиновников, которые нам, например, упорно отказывали, заявляя, что “мы все одной национальности - мы все дети Маркса”.
Но тут грянули карабахские события, и никто уже не просил разрешения на право национальной жизни: 13 марта 1988 года начались мощные еженедельные митинги у церкви “Сурб Арутюн”, и возникла первая организация - комитет “Карабах”.
Потом стали один за другим создаваться культурные общества - “Барев дзес” (12 апреля 1988 г.); “Юсисапайл” (29 августа 1988 г.), МЦАК-Маштоц (20 ноября 1988 г.), а также молодежное объединение “Васпуракан”.
Практически одновременно начался процесс их объединения в виде разнообразных координационных советов. Это кончилось созданием 29 июня 1989 года Московского городского культурного общества “Мако”, которое было зарегистрировано несколько раньше - 20 июня. Общество это, претендовавшее на общинные функции, продержалось почти год: 13 июня 1990 года оно раскололось на Совет и Правление.
Но вкус к общинной организации уже появился, и 30 ноября 1991 года в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялось учредительное собрание “Московской армянской общины”. Неизбежный раскол наступил 25 июня 1992 года: часть общинников покинула организацию и создала новую - Армянскую общину Москвы, зарегистрированную 16 февраля 1993 года.
“Столпы общества” пытались урезонить расколо-общинников, но, в результате, дополнительно создали еще одну структуру: Московскую армянскую ассамблею (20 июня 1993 года). Однако этого уже было мало, потому что пора было выходить на глобальные масштабы: 22 июля 1993 года была создана Международная армянская ассамблея, а в декабре 1994 года - Всемирная армянская ассамблея.
Новый всплеск организационного творчества московских армян вызвал принятый в июне 1996 года Закон о национально-культурных автономиях. В округах столицы начали создаваться автономии, причем было зафиксировано “выдающееся” достижение: несколько человек в различных комбинациях один за другим зарегистрировали  целых девять автономий. Но их всех переплюнули в Юго-Западном округе, где, создав одну-единственную окружную автономию, тут же на ее базе  зарегистрировали общегородскую (3 сентября 1997 года)! Девятиавтономщики 15 февраля 1998 года в гостинице “Арбат” провели учредительную конференцию конкурирующей общегородской структуры и даже обзавелись президентом, но было уже поздно.
Почти на полтора года наступило затишье, ибо, казалось, что все возможные формы организаций уже исчерпаны. Но потом поняли, что ведь можно делать еще и гибриды: так 4 сентября 1999 года появилась региональная общественная организация-община “Миацум” (“миацум” значит “объединение”). Она запомнилась тем, что была зарегистрирована до проведения учредительной конференции, и ее костяк составили члены Совета Армянской общины Москвы, ушедшие в раскол.
Мы, правда, уже успели привыкнуть к демагогической терминологии наших активистов, но чтобы раскол назвать «миацумом» - это, пожалуй, перебор!
«Миацумистов» еще раз “объединили” 25 мая 2000 года в “Президент-отеле”; там же 16 июня провели учредительную конференцию Союза армян России. На очереди объединительная конференция Армянской общины Москвы, съезд Общероссийского Конгресса, съезд российских автономий...
Интересно то, что все это обилие организаций, одно перечисление которых заняло столько места, обходится минимальным количеством членов, умудряющихся, в свою очередь, числиться сразу в нескольких структурах. Это несколько скрашивает катастрофическую малочисленность всех наших общественных структур, так как ради каких-то благ только  они и терпят махровейший тоталитарно-совковый менталитет своих вожаков, которые считают всех армян чем-то вроде своей собственности, не имеющих права на самостоятельность мыслей и позиций. Новоявленные апологеты национальной несвободы естественно оказываются абсолютно неприемлемыми для подавляющего большинства армян, живущих и работающих в совершенно иных условиях.
И это неизбежно отражается в свободной демократической прессе.
В этой связи следует заметить, что, по сути дела, единственным нашим реальным достижением за эти годы оказалось создание независимых национальных средств массовой информации, которые, как и во всей России, служат главной и необходимой основой демократического развития.
В Москве на сегодняшний день таким изданием является  “Юсисапайл”,  который  выходит достаточно давно, регулярно и с обязательной  армяноязычной частью. Независимый статус газеты, то есть отсутствие финансовой и экономической зависимости от различных структур, обеспечивает объективное освещение ею современных процессов среди московских армян с предоставлением трибуны для высказывания самых различных позиций и мнений.
Одновременно “Юсисапайл” регулярно осуществляет пять целевых программ московской армянской колонии:
1. Сохранение и развитие национального языка;
2. Обеспечение постоянной информационной связи с Родиной и остальной Диаспорой;
3. 1700-летие принятия Арменией христианства;
4. Мониторинг процессов во всех аспектах жизни московских армян;
5. Армяноязычное творчество московских армян.
Интересно, что, хотя больше никто не занимается в Москве перечисленными программами, “Юсисапайл” подвергается постоянному и разнообразному по своей интенсивности давлению со стороны различных, так сказать, национальных сил, ставящих перед собой цель... ликвидацию этого издания.
“Юсисапайл” немало писал о слишком поспешном стремлении ряда руководителей называть себя полномочными представителями армян Москвы, не имея еще на это никакого морального или юридического права. Вместо того, чтобы заняться созданием целостной системы национального самоуправления с элементами законодательной и исполнительной власти, а также механизма принятия решения большинством голосов, эти и другие лица подменяют реальную работу своими амбициями. И, конечно, обижаются на “Юсисапайл”, который не имеет причин не называть вещи своими именами, ибо выполняет в московской армянской диаспоре функцию четвертой власти - власти общественного мнения.
Безусловным проявлением влияния “Юсисапайла” можно считать неоднократные попытки упомянутых “азгаин джочер” (“национальных начальников”) завести в качестве противовеса контролируемую прессу, выполняющую функцию агитации и пропаганды с целью оказания выгодного для них противодействия на общественное мнение. Такая пресса пока что не приживается, ибо она по своей сути не в состоянии отражать весь спектр общественных настроений. Она не интересна, так как в лучшем случае ей разрешено критиковать только врагов хозяев: сами хозяева, их друзья и союзники, естественно, подлежат безудержному восхвалению.
Это, как говорится, самая настоящая «лапша».
Сейчас наш московский армянский «истеблишмент» занят реструктуризацией своих надстроечных конструкций и задействованием новых, еще неизвестных широкой публике олигархов и «сильных личностей»; в общину приходят новые капиталы и новые методы. Из Кишинева, Краснодара и Рязани выписывают целые редакции, которые должны будут противостоять “Юсисапайлу”, - достаточно высокая оценка действенности нищей, но свободной газеты московских армян.
Журналисты и авторы независимой национальной прессы служат общественному благу путем информирования о всех без исключения процессах в общине; и тем самым служат интересам всей общины, а не ее отдельных частей.
Что касается различных национальных объединений, якобы ставящих перед собой задачу мобилизации сил и средств, то их клановый характер более чем очевиден. Руководителей этих организаций не волнуют проблемы рядовых армян,  главное для них - кто будет представлять тех же рядовых армян во властных структурах. Поэтому они с таким остервенением воюют друг с другом, и именно поэтому они рука об руку воюют со свободной прессой.
Ибо она им совершенно не нужна!
А может быть нам всем, рядовым армянам, не входящим во всякие там кланы и элиты, хоть один раз собраться где-нибудь и принять одну-единственную резолюцию о том, что мы отныне никого не уполномочиваем говорить от нашего имени? Может быть тогда закончится эта десятилетняя эпопея штампования организаций с печатями, президентами и фуршетами, от которых пользы никакой, но попробуй только об этом сказать!
Давид Балаян

Поразительно, но сегодня, спустя десять лет после написания этих строк, практически ничего не изменилось! Если не считать смены посла и Главы епархии…

Всю четвертую полосу заняло Открытое письмо-обращение генерального директора Центра армянской культуры «Вернатун», кандидата исторических наук Вардкеса Левоновича Айрапетяна Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову, Мэру города Москвы Ю.М.Лужкову
Уважаемые Владимир Владимирович, Михаил  Михайлович,  Юрий Михайлович!
Зная Вашу чрезмерную занятость важнейшими государственными делами, вынужден, тем не менее, обратиться к Вам через газету «Юсисапайл» («Северное Сияние» - газета «Северное сияние» основана в 1858 году Лазаревским институтом и возобновлена Давидом Балаяном в 1993 году -  В. А.).) , поскольку уверен, что иначе это письмо до Вас не дойдет. Оно продиктовано желанием российской армянской молодежи, а также молодых людей других национальностей — граждан Российской Федерации, получить гуманитарное образование восточного профиля.
Надеюсь, что Вы не оставите без внимания это письмо, в котором излагается суть проблемы…
…Суть просьбы же заключается в необходимости возрождения в Москве знаменитого Лазаревского института.
В 2001 году исполняется 1700 лет со дня принятия Арменией Христианства в  качестве государственной религии. В том же 2001 году исполняется 800 лет основания армянской колонии в Москве. Об этом свидетельствуют первые московские летописи.
Начиная с 1201 года, в Москве появляются армянские ремесленники, вслед за ними армянские купцы и интеллигенция. Армян принимают на государственную службу. Еще в начале XIV  века из 45 торговых рядов в Китай-городе два представляли армянских купцов. Расцвет  московской армянской диаспоры происходит во времена Алексея Михайловича Романова. В 1599 году уже существуют крупные армянские купеческие дворы на улице Маросейка. Особенно интенсивное развитие армянские колонии в Москве получили во времена Петра  Великого. Это видно из его многочисленных указов о поощрении армян, о беспошлинной  свободной торговле на территории Российской Империи. По сей день в Московском Кремле и в музее Коломенском висят картины известного армянского художника Богдана Салтанова, которого Царский двор пригласил из Новой Джуги (Персия) в 1666 году для работы в Оружейной Палате. Армяне Новой Джуги в знак благодарности русскому царю подарили знаменитый Царский трон, который и по сей день является одним из наиболее интересных и ценных сокровищ Оружейной палаты. Немного позже, в 1747 году, из Персии переезжает в Москву и обосновывается известная династия Лазаревых, вклад которых в  развитие металлургической промышленности и создание системы образования Российской империи огромен. Своим умом, умением и честным трудом плеяда Лазаревых заслужила графский титул, снискала себе уважение и доверие в народе, ее представители были приняты на государственную службу России.
Дальновидные деятели, Лазаревы активно занимались открытием про­светительских учреждений; и в 1814 году в Москве в доме  №  2 по Армянскому переулку они основали первое армянское учебное заведение - школу. В 1827 году школа получила статус Государственного высшего учебного заве­дения «Лазаревский институт восточных языков». Институт просуществовал до 1921 года, когда по указанию В. И. Ленина был преобразован в Дом культуры рабоче-крестьянской Армении, а затем закрыт в 1946 году по указанию Л. П. Берия.
За 107 лет своего существования это русско-армянское учебное заведение имело в числе своих выпускников таких корифеев как Иван Сергеевич Тургенев, несколько человек из рода Толстых, в том числе старший родной брат Льва Николаевича, Юрий Веселовский, армянский поэт Ваган Терьян, выдающиеся режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Рубен Николаевич Симонов, братья Семанские, один из которых впоследствии стал Патриархом Всея Руси Алексием Первым, и многие другие. Для учебных целей Лазаревы оставили в Московском банке специальный фонд в 1,5. млн. золотых рублей, а также двух-, трёх- и пятиэтажное здания по Армянскому переулку, которые сдавались в аренду жильцам и на эти средства осуществлялось  содержание студентов из числа армян-детей бедняков и сирот.
Наряду с Лазаревыми выдающуюся роль в развитии российских мануфактур в ХУШ веке играли братья Тарасовы — меценаты МХАТ. Немаловажную роль сыграл в культурной жизни Москвы известный бакинский нефтепромышленник, действительный статский советник Лианозов (Лианозянц), который подарил свой частный театр (ныне МХАТ) москвичам. Велика роль в развитии Москвы другого известного бакинского нефтепромышленника Александра Манташева (Манташянца). Он построил комплекс зданий ипподрома на Беговой улице и собственный дом (№ 3) на Скаковой и впервые в Москве в 1903 году провел в этих зданиях центральное отопление. Ныне этот архитектурный шедевр служит благотворительному детскому фонду. Армянский банкир Джамгаров оставил потомкам великолепный архитектурный памятник на улице Рождественка — здание бывшего Внешторгбанка. Купец Ананов (Ананьев) построил и оставил в дар Москве 9 зданий в переулке, впоследствии названном Ананьевским. Как мы уже упоминали, армяне занимали и государственные посты: вспомним хотя бы министра внутренних дел Лорис-Меликова, министра просвещения Делянова, одного из авторов Устава Лазаревского института.
Касаясь вопроса финансирования возрождения Лазаревского института, хочу отметить, что только процентов с наследства Лазаревых вполне достаточно, чтобы обеспечить обучение нескольких поко­лений армянской и русской молодежи. Ссылки же на отсуствие средств в настоящее время звучат малоубедительно, ибо наследство Лазаревых было весьма и весьма приличным: три крупных металлургических завода в Перми, вышеупомянутые 2-х, 3-х, и 5-этажные здания, специальный 1,5 миллионный фонд золотом, большое здание в Санкт-Петербурге на Невском проспекте 42, особняк Лазаревых на улице Халтурина 22 в Санкт-Петербурге, имение с источ­ником минеральной воды «Полюс­тровская», вилла в Риме в 30 гектаров площади с памятниками античного времени и дворцом, богатой картинной галереей (в настоящее время там разме­щается Посольство Российской Феде­рации), а также различный антиквариат, хранящийся ныне в музее института русской литературы Российской Академии наук /Пушкинский дом/. На наш взгляд, этого вполне достаточно, чтобы на процентах от этих сокровищ возобновить деятельность этого старейшего вуза России на 800-1000 студентов и тем самым отдать дан памяти плеяды Лазаревых, так много сделавших на благо России.
Бесспорно, возрождение Лазаревского института восточных языков - это мечта не только армян России, это мечта армян всего мира. Сегодня армяне проживают в более чем 130 странах мира и везде имеют свои образовательные центры: дошкольные учреждения, школы, институты, универ­ститеты. Даже в Турции функционирует 20 армянских школ и училищ, работают 20 спортивных организации, есть 7 армянских женских общественных организаций, собственная футбольная команда, ар­мянская больница на 1550 мест, функционирует 38 армянских церквей и храмов, из существующих 44,.- и это всего на 120 тысяч армянского населения.
А ведь Лазаревский институт — ведущее русско-армянское учебное заведение, которое сыграло важную роль в жизни двух братских народов, в деле их сближения и развития духовной культуры. Восстановить взаимные культурно-просветительские и просто добрые отношения между народами, корни которых идут от наших дальновидных предков, —  это святое дело!
Сегодня назрел вопрос о восстановлении деятельности Лазаревского института восточных языков, ибо новое поколение российской армянской молодёжи желает получить образование на армянском языке в условиях демократической РОССИИ.
До революции в Москве проживали 2000 армян, однако они имели возможность получить среднее и высшее образование на родном языке.

Сегодня население Москвы составляет около 10 миллионов. В столице функционирует 600 высших учебных заведении. А армян в Москве и области более 650 тысяч человек. В московских школах обучаются более 12 000 армянских детей, на русском языке в вузах — около 2800 студентов и аспирантов армян. С 1993 года действует единственная национальная армянская государственная средняя школа с 600 учениками, за что огромное спасибо первому Президенту страны, которого мы также поддержали, отдав за него 995 000 голосов.
Сегодня в Армении открыт и уже третий год действует Российский славянский университет.
 Мы просим для нашей молодежи возобновить одно-единственное  высшее учебное заведение, которое  имелось во времена царской РОССИИ, - «ЛАЗАРЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ВОСТОЧ­НЫХ ЯЗЫКОВ».
Открытие Лазаревского института восточных языков, где преподавание проходило бы на русском и армянском языках, как это было раньше, имеет важное политическое и морально-духовное значение в жизни двух братских народов. Оно будет способствовать сближению, лучшему взаимопониманию и взаимопро­никновению культур. Дружба между двумя христианскими народами, фундамент которой был заложен нашими дально­видными предками, имеет многовековую историю. Миролюбивый армянский народ веками связывал свою судьбу, свои надежды и чаяния с братским русским народом. Мы связаны не только вероисповеданием, но и крепкими семейными узами. Более 70%  армян в России живут в смешанном браке, растут их дети - представители двух древних народов.
Исходя из вышеизложенного, мы убедительно просим Вас, уважаемый Президент, уважаемый Председатель Правительства РФ и уважаемый Мэр Москвы, вернуть армянскому народу под государственное учебное заведение собственный дом  действительного статского советника Лианозова, который находится в распоряжении Госкино РФ и практически пустует. В этом четырех­этажном здании работают в данное время всего 12 сотрудников.
Адрес дома: Малый Гнездниковский переулок, дом  7.
В настоящее время нами создана инициативная группа из ученых ведущих вузов Москвы, которые готовят концепцию и устав будущего Лазаревского института восточных языков, Мы послали письмо министру образования Российской Федерации с просьбой о восстановлении института, но без решения Правительства Российской Федерации эту проблему не разрешить.

На армянском языке опубликовано письмо Маргариты Тахтаджян из США, в котором она жалуется на консервативность местных армян, не желающих допускать новоприбывших к руководству своих структур.
Вот в чем реальная сила армянской диаспоры США!

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz