Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава пятьдесят первая

26 января 2001 года вышел 113-й номер «Юсисапайла»

29 декабря 2000 года Католикос всех Армян Его Святейшество Гарегин Второй прислал собственноручно подписанное поздравление-благословение «Юсисапайлу» по случаю Нового Года и Святого Рождества. Передавая эту открытку, иеромонах Езрас выразил крайнее удивление этим поступком своего брата и заявил, что обязательно с ним поговорит по этому поводу.
Больше от католикоса ничего не приходило.

В номере была напечатана следующая редакционная статья

НАША ДОРОГА К НАШЕМУ ХРАМУ
Мы все имели уникальную возможность стать свидетелями перехода человечества в новое столетие и новое тысячелетие. Но нам, армянам, выпала еще одна великая честь: стать свидетелями и участниками празднования 1700-летия государственного статуса Армянской Апостольской Церкви.
2001 год словно перенес нас в 301 год, когда мы, армяне, первыми в человеческой истории объявили учение Иисуса Христа своей национальной религией.
Следом за нами и другие народы (греки, итальянцы, французы, немцы, англичане, испанцы и т.д.) приняли Христианство, и нам особенно радостно, что и Крещение Руси в IX веке состоялось с нашим непосредственным участием.
Иногда мы слышим стенания по поводу горькой и несчастной судьбы армян. Но исторические факты доказывают нам обратное: где те государства и народы, которые воевали с нами, пытались обратить в свою веру, стереть с лица земли?
Их давно нет на карте мира, а мы сегодня празднуем 1700-летие нашей общенациональной церкви.
Эти семнадцать столетий мы  руководствовались Святой Книгой, которая чудесным образом спасала наш народ от посягательств Дьявола и его приспешников.
Разве не чудом была Аварайрская битва в 451 году, когда 60-тысячное народное ополчение преградило дорогу 300-тысячному войску, пришедшему в Армению насаждать огнепоклонство?
В это же самое время в Халкедоне заседал Вселенский Собор, решения которого, да и последующих соборов, Армянская Церковь не приняла.
Выиграв первую в историю битву за Христианство, армянский народ выиграл еще одну битву на богословском поприще, показав всему миру, что вопросы веры решаются не большинством голосов, словно на партсобраниях, а реальными делами.
И еще показав свое благоговение перед Божьим Промыслом и Святой Книгой, отказавшись вникать и принимать решения по вопросам, неподвластным человеческому разуму.
В течение всего 2001 года мы будем праздновать одну из самых величайших дат в истории нашего народа.
Весь год центром этих празднеств в Москве будет наша церковь Сурб Арутюн    (Святого Воскресения) в Ваганьковском Гайк-парке.
И хотелось бы, чтобы наша Дорога к нашему Храму укрепляла бы нас в нашей Вере и в чувстве  нашего национального достоинства.

Как говорится, блажен кто верует: последовавшие позже события, к сожалению, полностью опровергли эти слова…

НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ АРМЯНСКИЙ ДИСКУССИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛУБ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» В МОСКВЕ
24 декабря, в канун уходящего 2000 года и двадцатого столетия, группа армянских интеллигентов Москвы собралась в конференц-зале гостиницы “Арбат”  (Плотников переулок, дом 10) на первое заседание дискуссионно-информационного клуба “Северное Сияние”.
С фундаментальным докладом выступил один из самых выдающихся мыслителей Спюрка, в прошлом кадровый дипломат Михаил Аршакович Кочарян.
“Давно уже назрела для нации проблема осмысления и принятия ответственных действий по решению армянского вопроса”, - сказал М. А. Кочарян. Для этого, по мнению докладчика, необходимо овладеть адекватной проблеме методологией, тем более, что, видимо, наступает эра решения “армянского вопроса”. Это даже прогнозировал Нострадамус, когда писал, что на стыке 20 и 21 веков важную роль в мировой истории сыграет “армянское герцогство”. М. А. Кочарян также подчеркнул, что, например, в США только на разработку новейших методик принятия решений ежегодно тратится более 20 млрд. долларов.
Обрисовав в общих чертах разработанную им методику, М. А. Кочарян выдвинул на ее базе следующие основополагающие параметры армянской проблемы.
1. Внешние силы разрушают жизненный потенциал армянской нации, следовательно, ответственность за это несет все мировое сообщество.
2. Имеется феномен коллективной собственности каждой нации на свой географический регион; физическая и биологическая природы являются цельной и неотделимой категорией.
3. “Армянская проблема” есть проблема насильственного изъятия у нации материальных и интеллектуальных ресурсов, уровень которых с 1915 года ниже необходимого минимума и находится на отметке гибели. Именно поэтому наблюдается исход населения из Армении, именно с этих позиций надо подходить и к вопросу геноцида. Так, главным для понимания последствий геноцида является не арифметическое количество погибших, а то, что был полностью истреблен людской ресурс нации, являвшейся коллективным собственником Армянского нагорья.
Так же надо подходить и к Карабахской проблеме, в которой абсолютно несущественен фактор национального самоопределения. Здесь решается проблема деколонизации: имеет место возврат бесспорных территориальных ресурсов их законным коллективным собственником.
После основного доклада выступил советник министра иностранных дел НКР Арсен Мелик-Шахназаров, который высказал мнение, что диаспора слишком увлекается теорией и мало знает о действительной ситуации в регионе. В частности, А. Мелик-Шахназаров указал на “истерию спюрка по поводу якобы имеющего место исхода населения из Армении”. По официальным данным, приведенным выступавшим, в Армении сейчас проживают 2 миллиона 800 тысяч человек, которые достаточно безболезненно ежегодно дают армии 25 тысяч новобранцев. А то, что в Армении по 10 месяцев не выплачивается заработная плата, оказывается, это делается целенаправленно: “финансы направляются в Карабах для привлечения туда народонаселения” (Позже А. Мелик-Шахназаров утверждал, что он так не говорил, но отчет был составлен на основании магнитофонной записи – примечание ДБ).
Затем выступил полковник Виген Оганян, который, прежде всего, выразил удовлетворение началом работы дискуссионного клуба “Северное Сияние”, что “является важным шагом по структуризации московской армянской диаспоры по интеллектуальному признаку”.
В работе клуба “Северное Сияние” приняли участие: М.Кочарян, А.Мелик-Шахназаров, В.Оганян, В. Айрапетян, В. Бадалян, С. Саркисян, Г.Адамян, Б.Ишханян, А.Погосян, А.Шакаров, В.Пирумян, А.Терьян, Д.Балаян.
Особая благодарность Левону и Рубену Чахмахчянам за организационное содействие клубу “Северное Сияние”.

Кстати, 25 января Анушаван Погосян мне сообщил конфиденциальную информацию: дашнаки вынесли Артуру Терьяну порицание за участие в организации этого клуба.

АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА МОСКВЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Когда 15 декабря в своем служебном кабинете был арестован известный общинный деятель академик Самвел Самвелович Григорян (см. “Юсисапайл” № 112), некоторые московские СМИ тут же подхватили эту провокацию, причем чувствовалось, что материалы у них были заранее готовы. НТВ, газеты “Московский комсомолец”, “Коммерсант”, “Сегодня” и другие средства массовой информации откровенно смаковали эту явно приятную для них новость. Чтобы мало не показалось, они засунули эту информацию на свои интернетовские сайты (которые еще называются веб-узлами).
Заодно все дружно поместили ссылку на еще один сайт - так сказать, для развития кругозора. Этот сайт посвящен организованным преступным группировках, и в нем, почему-то, есть специальный раздел  “Армянская диаспора в Москве”.
Этот раздел сначала был на сайте “компромат точка ру”. Уже тогда он содержал настолько устаревшую, а порой и неправильную информацию, что, если и представлял какой-то интерес, то только, пожалуй, исторический. Теперь этот раздел перекочевал без изменений на другой адрес в Интернете (http://www.opg.ru). Есть предположение, что в него включены  электронные версии сводок шпионажа МВД за армянской диаспорой Москвы, датируемых, примерно, 1996 годом.
В начале читаем следующее (цитируем, ничего не исправляя): “Международная армянская диаспора зародилась в связи с исходом армян после событий 1915г., за прошедшее время заметно окрепла, обладает значительным влиянием на международной и региональной политических аренах. Оценка численности диаспоры - 10 млн человек.
В 1995 г. в Москве появились фальшивое гарантийное письмо, в котором Банк России выступал «провайдером банков мировой армянской диаспоры «Дельвир» и принял решение выделить кредит в размере 35 млрд рублей.
В Москве в перестроечное время, с конца 80-х начала оформляться и крепнуть армянская диаспора; особенно сильный толчок сплочению армян дали события в Сумгаите, вспыхнувший и продолжающийся конфликт в Нагорном Карабахе, отчасти - землетрясение в Спитаке.
Каждый год, 24.04 на Армянском кладбище (Ваганьково) отмечается день памяти армян - жертв турецкого геноцида 1915 года.
Активизируется в ближнем и дальнем зарубежье Армянская Апостольская церковь (Московская и Нор-Нахичеванская епархия, архимандрит Натан Оганесян).
Посол Армении в России Ю.И.Мкртумян”.
С конкретикой у шпиков плоховато: архимандрит Натан был на Украине, а после Мкртумяна был Г. Шахбазян, а теперь С. Саакян.
Далее дается очень подробная информация о... “Джиловяне Сержике Сорековиче, Президенте Международной армянской ассамблеи (МАА)”, перечиляются его связи, места посещения, счета и транспорт (всего этого, надо сказать, давно уже нет в природе). Затем зацепили и «Юсисапайл»: “Балаян Давид, главный редактор газеты «Северное Сияние» - связь с Джилояном и фондом Нансена”. После этого дается столь же “ценная” информация о Норике Мурадяне, Андранике Миграняне, Аркадии Вартаняне, генеральном директоре АОЗТ «Энерготерминал «Сервис» Вагане Вартаняне, Абеле Аганбегяне, директоре московского коньячного завода «Арарат» Романе Акопяне, исполнительном директоре компании «Тройка-Диалог» Рубене Варданян и генеральном директоре АО «Москвич» Рубене Асатряне...
Вывод один: информаторы  откровенно «халтурят»!
Баграт Гевондян

В номере была также опубликована статья полковника в отставке, кандидата технических наук Вигена Арамовича Оганяна «ЕДИНЕНИЕ ИЛИ РАССЕЯНИЕ?»

АЙАСТАНЦЫ И ДИАСПОРЯНЕ
Неравнодушный участник разнообразных армянских акций за пределами родины, испытывая радость от общения с соплеменниками, иногда с горечью обнаруживает некое противоречие между мировоззрением граждан Армении и диаспоры. Очередным поводом для проявления этого феномена послужило обсуждение вопроса о восстановлении прав потомков карабахских дворян на конференции «Карабахское дворянство: история и генеалогия» (в Московском Доме национальностей 19 мая 2000 года).
Хорошо, если специально созданный для этого Центр ограничит свою деятельность популяризацией истории Карабаха и восстановлением культурного наследия. Плохо, если под «восстановлением прав» некоторые потомки из диаспоры поймут отчуждение земель у ныне там живущих армян, то есть тех, у кого хватило сил удержаться на этих землях. Поскольку любое право (тем более право на землю) опирается на силу, казалось, что было бы логичнее не земли возвращать тем, кто сохранил грамоты о дворянском происхождении, а наоборот - присваивать дворянские звания тем, кто сохранил эти земли, чьими бы потомками они не были. Если, конечно, имеет смысл возвращаться к устаревшему табелю о рангах.
И в самом деле: ведь, вообще говоря, «дворянство» — всего лишь одно из многих названий элиты, высшего слоя социума, без которого невозможно полноценное существование последнего. Независимо от названия (патриции в древнем Риме, дворяне при феодализме, номенклатура в СССР, современный истеблишмент...) во все времена управляющим центром национального организма являлась «властвующая элита». Именно поэтому враги нации всегда стремились уничтожать ее в первую очередь.
Так произошло и с нами, когда, лишившись собственных, мы стали подданными чужих монархов, а история Армении стала историей армянского народа. Верно служа новым хозяевам, армяне иногда удостаивались включения в элиты доминирующих этносов, получая от шахов, султанов, царей и т.д. титулы ханов, пашей, князей и т.д.. Но это были уже не армянские дворяне, а персидские, турецкие, русские дворяне армянского происхождения. Нужно ли искать их потомков, восстанавливая сомнительные права последних, вместо того, чтобы отбирать и поднимать представителей новой национальной элиты, права которых должны обусловливаться не знатностью и богатством предков, а личными достоинствами и вкладом в дело становления армянского государства?
Сегодня у нас есть элита; пока слабая, неоформившаяся. Необходимо пестовать, охранять ее, пополнять профессиональными политиками, молодежью, одаренной искусством управлять и отточившей свой талант в лучших ВУЗах мира, наконец, воспитывать в них “аристократическое /!/ чувство, какое только и может побуждать людей на служение благу своей страны без иных поощрений, кроме удовлетворения самолюбия» (Гаэтане Моска, классик теории элитизма) —  вот одна из насущных задач нации, то есть народа, обладающего собственным государством.
Но вопрос «о восстановлении прав потомков карабахских дворян» лишь один из множества поводов, выявляющих различие между мировоззрением, жизненной стратегией граждан Армении и диаспоры (вспомним, например, споры о двойном гражданстве). В чем же причины этого различия? Может быть, историческая родина считает, что будь у нее столько же армянских солдат, сколько солдат армянского происхождения сражалось в диаспоре за чужую независимость, то Армения не утратила бы свою собственную? Причины сегодняшних противоречий, наверное, обусловлены несовпадением задач, вставших перед айастанцами, восстановившими свое государство, с задачами, решаемыми армянами за рубежом.
Айастанцы, ставшие субъектом международных отношений, обязаны выдерживать присущие современным государствам пропорции между группами политиков, ученых, художников, солдат, рабочих и т.д. Те пропорции, которые искажены в течение многовекового служения армянства в ограниченном спектре профессиональных ниш чужих национальных организмов. Для исключения неоднозначности слов при обсуждении общеармянских проблем, было бы целесообразно ввести в официальный лексикон термин «Айастанцы». И в самом деле:  айастанцы - армяне, но не все армяне айастанцы. Также, как израильтяне - евреи, но не все евреи являются израильтянами.
Я не случайно привел этот пример. Только армяне и евреи, имея историческую родину, более чем в двух десятках стран мира образовали крупные общины с общей численностью, превышающей население собственных национальных государств. Это не единственное и не главное сходство между нашим и еврейским этносами.
Оба этноса прошли тысячелетия, проявляя волю к самосохранению и высокую конкурентособность на «чужом поле», поднимаясь при этом в высшие сферы власти, экономики, науки, искусства и других структур стран пребывания. У обоих этносов процент выдающихся деятелей наднационального уровня значительно превышает их долю в населении планеты. Оба опирались на «эксклюзивные» религиозные системы, в течение веков выполнявшие функции утраченных государств. Оба претерпели геноциды, угрожавшие их физическому существованию.
Все это дает основание предположить наличие сходства и в других вопросах, в частности - в причинах живучести диаспор и в характере их взаимоотношений с национальными очагами.  Изучение истории армянского и еврейского народов показывает, что оба они подвержены влиянию двух устойчивых идей: первой - националистической, зовущей на историческую родину, и второй (назовем ее условно «планетарной»), побуждающей к рассеянию и утверждению в диаспоре.  Сила воздействия и  живучесть идей наводят на мысль об их естественном происхождении. Попытаемся найти их истоки.

ПРИРОДА НАЦИОНАЛИЗМА
Каков генезис национализма? Не идеологии или политики, а национального чувства, испытываемого человеком, независимо от его нравственного облика, социального положения, уровня образования. Одаряя нас чувствами, природа обязательно преследует какую-нибудь цель. Чего же она добивается в этом случае?
В процессе биологической эволюции природа создает многообразие всего живого на земле, наделяя каждый вид случайным набором свойств. Одним достается больше силы, другим сообразительности, третьим -зоркости и т. д. Менее приспособленные к окружающим условиям погибают, а выжившие виды занимают экологические ниши, соответствующие качествам доставшихся наборов.
У людей оказалось лучшее соотношение величин этих свойств, благодаря чему они поднялись над «братьями нашими меньшими», образовав человечество, «ниши» которого заняли народы в соответствии с национальными (этническими) характерами каждого из них. Поднявшись над миром животных, человечество создало свой собственный мир - цивилизацию, ставшую «второй природой». Однако люди могли изменить природу, но не ее законы: борьба за существование не прекратилась.
После победы над другими детьми природы в доисторической фазе этой борьбы единственным достойным человека соперником на тропе эволюции мог быть человек же, а главным оружием - разум, создавший, кроме всего прочего, и средства уничтожения. Это привело к резкому росту боевых потерь (не «предусмотренных природой»), поэтому непрерывная борьба дикарей сменилась чередованием войны и мира, потребовавшегося для восстановления сил. И, выходит, что, вопреки установившемуся мнению, не войну «изобрел» человек, а мир, точнее - перемирие, время от времени прерывающее вечную войну, являющуюся естественной формой существования всего живого.
Значит, война не досадное проявление чьей-то злой воли, сотворившей на земле вавилонское многоязычье, а как раз для того природа и творит многообразие народов, чтобы, возбуждая национализм, сталкивать их на арене истории. По своей сути, национализм не что иное, как аналог межвидовой ксенофобии в мире животных, выполняющий ту же роль, но уже в мире, состоящем из собственных «видов» - этносов, соревнующихся за сохранение или повышение уровня своей «ниши» в иерархии международного сообщества. Неизменными участниками этих соревнований были также армяне и евреи. Именно национализм вдохновлял их на борьбу за возрождение своих государств, входящих сегодня в почетное сообщество - Организацию Объединенных Наций. Своей независимостью обязаны национализму  и многие другие этносы; но есть нечто специфическое, характерное для армян и евреев, рассеявшихся по планете. Для выяснения генезиса этого фактора, названного выше «планетаризмом», придется снова обратиться к учению о биологической эволюции.

ПЛАНЕТАРИЗМ
Выше было сказано, что люди поднялись над животным миром и образовали человечество, представляющее собой как бы новое, второе поколение биологической  общности, и это благодаря тому, что у них оказалось лучшее соотношение величин видовых свойств. Но биологическая эволюция не остановилась, и было бы наивным полагать, что процесс, поднявший людей над зверями в межвидовой борьбе в рамках первого поколения биологической общности (животного мира), не будет действовать между видами второго поколения, то есть между этносами, занявшими в человеческой цивилизации ниши, соответствующие своим национальным характерам.
Процесс продолжается, поэтому в иерархии «ниш» мирового сообщества нет постоянной «прописки» этносов, подобной раскладыванию видов по разрядам классификации животных. Более того, в отличие от настоящей природы прогресс созданной людьми «второй природы» - цивилизации обгоняет биологическую эволюцию человека. Цивилизация в процессе развития непрерывно меняет условия конкурса народов, который выдерживают те, чьи национальные характеры более соответствуют требованиям «текущей» эпохи. Это, в частности, видно и по смене  лидеров международного сообщества. Еще Руссо сказал: «если Спарта и Рим погибли, то какое государство может существовать вечно?»
Он прав, такого государства не может быть, но могут быть этносы, которым так же повезло быть обладателями лучшего набора свойств в человечестве, как некогда повезло самому человеку в животном мире. Непрерывный рост роли интеллекта в межэтническом соревновании и развитие демократии, обеспечивающей равные для всех условия в этом соревновании, со временем должны были привести к повсеместному успеху таких этносов в важнейших областях человеческой деятельности. Не этим ли объясняются успехи армян и евреев в диаспоре, и не принадлежат ли они к новому, третьему поколению биологической общности?
Судьбы евреев и армян часто называют трагическими. Но разве могла быть легкой наша дорога, и кто из наших ровесников вместе с нами дошел до третьего поколения? Где сегодня римские легионы, разрушившие Иерусалим и добравшиеся до Армении? Их пережила мертвая латынь, но живут языки евреев и армян в армиях их возродившихся государств.
Если гипотеза верна, то планетаризм, по сути, является тем же национализмом, но уже представителей общности третьего поколения, которое осознанно или интуитивно воспринимает планету как прообраз будущей своей родины. Этой элите планеты трудно реализовать свой потенциал в рамках Армении, Израиля или другого отдельно взятого государства, потому что эволюция подняла ее до интеллектуальной ниши сообщества ведущих держав, в которой она опирается на материальные средства наднационального масштаба и управляет осуществлением международных программ.
Айастан и Израиль могут сказать, что «наднациональные материальные средства» даром не даются, что евреи и армяне диаспоры, становясь учеными, художниками, политиками и т.д. множат мировую славу испанцев, немцев, англичан и т.д., а каждый народ должен стремиться к собственной славе.
Но что есть слава?
Аристотель предоставил славе первое место среди остальных внешних благ, а Плутарх назвал честолюбие страстью, господствующей над всеми чувствами. Но природа не одаряет страстями бесцельно. По существу, желание славы является духовным проявлением важнейшего инстинкта - самосохранения. Человек «как бы умножает свое существо, запечатлев его в памяти других» вместе с именем своего народа. Но разве не евреев и армян прославили американец Роберт Фишер, советский гражданин Тигран Петросян, плеяда знаменитых евреев и армян, подавляющее большинство которых вышли из диаспоры?
Наверное, слава и есть то главное, что объединяет израильтян и евреев, айастанцев н армян. Поэтому от борьбы между идеями единения и рассеяния нужно перейти к их гармонии  - к динамическому равновесию сил, прилагаемых к развитию обеих форм национального существования. Организовать оптимальное взаимодействие Армении и Спюрка, чутко реагирующее на веления временя, могла бы Армянская церковь, реформированная с целью привлечения светских «прихожан».
Возвращаясь к началу статьи, чуть в ином свете воспринимаю вопрос о дворянстве. Ведь если смысл существования этноса в славе, то нужно согласиться с тем, что русский граф Лорис-Меликов дал нам не меньше, чем карабахские мелики в Закавказье,
Если гипотеза верна, то родина диаспоры -планета. Но не стоит ей забывать и Айастан. Потому что, если есть на Земле места, где нас не любят за то. что мы армяне, то должно же быть место, где именно за это нас любят.
Москва, 2000 г.

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz