Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сорок четвертая

24 апреля Нина Сергеевна Бабаян, продававшая свечки в церкви и знавшая все новости общины, подтвердила информацию о том, что арх. Тиран организовал переезд из Молдавии редакции газеты «Ноева ковчега» и подключил к ее финансированию богачей, сотрудничавших с Фондом строительства церкви.
- Он на тебя очень сердит, - добавила она, - ты нас критикуешь. И даже назвал «попом в законе».
В тот же день в Колонном зале Москвы прошел вечер, посвященный памяти  жертв Геноцида армян. Выступивший там Андраник Мигранян сообщил, что теперь перед нацией стоит ряд очень важных задач и, прежде всего, необходимость объединения в «Союз армянских общин России» (прежнее название, как уже я писал, оказалось занятым).
Все понимали, что без сколько-нибудь организованной московской армянской общины задуманный Союз уже с самого начала можно было зачислить в разряд мертворожденных. И вполне понятно, что в тот период резко активизировалась параллельная деятельность по объединению разрозненных и слабосильных московских организаций. 27 апреля в гостинице “Арбат” состоялось совещание руководителей этих организаций, и там было предложено объединиться в рамках Московской армянской общины, ведомой Норайром Мурадяном. На 25 мая была намечена объединительная конференция московских структур в  «Президент-отеле», а накануне, 24 мая, в офисе Московской армянской общины прошло заседание Совета, на котором объявили, что отныне общину возглавит Норайр Теванян.
Мне опять пришлось выступить и призвать эту публику к элементарному соблюдению правил и приличий. Заодно я поинтересовался, кто принял такое решение и куда делся действующий председатель Совета Н. Мурадян. Ведущий собрание председатель правления генерал Р.С. Арутюнов засуетился, стал хватать бумаги со стола и, наконец, заявил, что мной вообще скоро займутся.
Очередной, 106-й номер «Юсисапайла» уже был сдан в типографию 22 мая и он вышел 25 мая 2000 года, в день проведения в “Президент-отеле” внеочередной конференции Межрегиональной общественной организации “Московская армянская община”, решение о созыве, которой так официально и не было принято Советом этой структуры.

В начале мая на территории Армянской церкви ко мне подошел известный кинорежиссер Ванцетти Даниелян и спросил о возможности публикации в «Юсисапайле» очерка о его отце – первом строителе Московской окружной дороги, а также, как он выразился, протирановского письма.

Армяне на полях сражений Великой Отечественной
Первый строитель Московской окружной дороги
Армения отправила на войну 6 национальных дивизий, 5 из которых погибли смертью храбрых, от солдата до комдива. В 1941 г. в Армении население насчитывало один миллион шестьсот тысяч человек; на войну пошли 600000 человек - вернулись 300000, т. е. ровно половина осталась на полях сражений. Они проявляли беспримерные образцы героизма. Армянский народ дал 107 Героев Советского Союза, 122 генералов и адмиралов, 3 Маршала, одного адмирала флота. Неоценимый вклад в победу внесли Иван (Ованес) Исаков - адмирал флота СССР, Иван Баграмян - Маршал Советского Союза, Амазасп Бабаджанян - Главный Маршал бронетанковых войск Советской Армии, Арменак Ханферянц-Худяков - Маршал авиации, Артем Микоян - выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда, Е.Шахатуни - великий ученый-авиатор, министр тяжелой промышленности Тевосян и другие.
Во время ВОВ Католикос всех Армян Чорекчян организовал и отправил на фронт за счет  Святого Эчмиадзина эшелон танков Т-34; на танках крупными буквами было написано: «Всё для фронта, всё для победы» Давид Сасунский».
В истории Великой Отечественной войны есть такие имена, которые нельзя забывать: командира Армянской горно-стрелковой дивизии Атояна, героически погибшего на фронте; командира Армянской дивизии Закияна, героически погибшего на фронте; командира Армянской 3-й дивизии Василяна, героически погибшего на фронте; дважды Героя Советского Союза (уже в первый год войны!), легендарного летчика Нельсона Степаняна.
... Мало кому известно то, что майор Ерванд Тамразов, будучи заместителем военного коменданта города Киева, после падения Киева в 1941 году остался в городе и организовал первый партизанский отряд в истории Великой Отечественной войны. Отряд останавливал эшелоны, которые шли в Германию со сдававшимися в плен войсками.
... Во время боев за Москву отличился полковник Нерсес Балоян, автор тактического понятия «Огонь принимаю на себя». Будучи заместителем комдива Лизюкова, своими тактическими действиями создавал скопления противника вокруг себя и по рации командовал своим артиллеристам «Огонь принимаю на себя». О Нерсесе Балояне написано много книг видными русскими писателями: «Шла дивизия вперед» Н. Кирсанов, 3. Гилманов; «Московская пролетарская» В. Минькевич, Ю.Плотников и т.д. Сталин его называл «Багратион Красной Армии». По приказу Верховного Главнокомандующего в 1943 году Н.Балоян был отправлен в Армению для организации армии, которая должна была освободить исконные армяно-русские земли в Западной Армении; он жил у нас дома, и я своими глазами читал списки людей, которые должны были привести советскую власть в эту страну: кто должен был стать секретарем горкома Карса, Вана, Эрзрума, секретарями райкомов партии, военкомами, прокурорами, председателями местных советов и т.д.
... Нельзя не вспомнить легендарного генерала Мартиросяна Саркиса Согомоновича, который освободил Киев. Он был первым комендантом г. Киева, потом освободил Прагу и стал ее первым комендантом. Он был награжден орденами Ленина 5 раз и 5-ю орденами Красного Знамени.
... Во время торжественного заседания, посвященного 50-летию Советской Армении, Анастас Микоян спросил у Первого Секретаря ЦК КП Армении Кочиняна: «А почему нет здесь Гукаса Мадояна?». Когда появился Герой Советского Союза Гукас Мадоян, Микоян пошел ему навстречу,
поздоровался и, когда все разместились, поднял за него тост:
- Товарищ Сталин считал настоящим Героем Советского Союза Гукаса Мадояна. Мадоян во время Великой Отечественной войны оборонял железнодорожный вокзал Ростова-на-Дону. Немецкие войска окружили вокзал со всех сторон. В течение 7 суток немцы осуществили 51 психических атак. Мадоян держался. Сталин каждый час звонил и спрашивал: « Мадоян ещё держится?». Потом Сталину сообщили: “Мадоян не только выдержал, но и с боем вышел из окружения”.
... В начале войны понадобилось срочно построить военно-автомобильную дорогу (ВАД № 1) Москва-Куйбышев. Эту задачу поручили маршалу Буденному организовать, но по истечении одного месяца Буденный ничего не смог сделать.
Во время Военного Совета генерал Хрулев (начальник тыла Красной Армии) рекомендовал Сталину майора, который отличился во время финской войны. Этот майор за 12 дней справился с задачей и радиограммой попросил прислать правительственную комиссию для приёма ВАД № 1.
Получив радиограмму, Хрулев не поверив и решил сам поехал проверять. Он увидел бензозаправочные установки, столовые, медпункты и над дорогой красиво оформленную арку. Когда Хрулев доложил об этом Сталину, тот заметил: «Вот в этом и заключается разница между авторитетами и энтузиастами. Подготовьте первые советские погоны, я сам их вручу этому майору”. Этот майор  был Амирджан Даниелян, начальник ВАД № 1 Ставки Верховного Главного Командования. В ИМЭЛе Армении есть документ, подписанный Сталиным: «Требование Даниеляна Амирджана Еноковича обязательно для всех партийных, советских и военных организаций. И. Сталин»
Да, кстати, первую Московскую окружную автодорогу построил Даниелян А.Е. в те грозные годы. Он участник 7 войн: Бакинской Коммуны, гражданской войны, Испанской войны, участник боев у Халхин-Гола, польской войны, финской войны, ВОВ и Японской войны - причем, даже не имел ни одной царапины. Пуля не брала! Член партии 1917 года. Вся грудь в орденах.
...Последняя военная Армянская-Таманская Дивизия с боями дошла до Берлина, это единственная национальная дивизия, которая вошла в Берлин. Командиром этой дивизии был отважный генерал Нвер Сафарян.
Когда Хрущев дал приказ уничтожить все статуи Сталина и очередь дошла до памятника в центре Тбилиси, из Еревана туда была брошена Армянская дивизия по приказу командующего Закавказского Военного округа, и, когда генерал Сафарян получил приказ стрелять в советских людей, он отказался.  Дивизия совершила марш-бросок до места своей дислокации, а там ее уже ждал приказ о расформировании.
Ванцетти Даниелян

А вот то письмо:
«В нынешнем мире чистогана, в мире волчьих законов первобытного рынка, как  нельзя более остро стоит проблема сохранения нации, этноса, народа. Наглядным и  вопиющим примером служит наша родина - Армения. Былой «солнечной цветущей  республики» уже нет и в помине. Ее разрушили те новые политические веяния, и  выпущенные на свободу звериные инстинкты соседнего народа, некогда называвшегося  «братским», и неумелое, а иногда и предательское управление экономикой и политикой со  стороны руководителей (Л. Тер- Петросяна, В. Сирадегяна и др.), когда-то выглядевших  истинными патриотами и чуть ли не вождями.
Начиная с 1991 года, Армения практически находится в блокаде. С внешним миром  ее связывают лишь авиалинии и небольшой коридор с дружественным Ираном.  Демографическая ситуация в республике  ужасающая. Более миллиона ее жителей  вынужденно покинуло родину и находится практически в эмиграции. При этом в роли  эмигрантов (как всегда бывает при таких катастрофах) оказался цвет нации, наиболее  мыслящая и работящая ее часть. Они осели, главным образом, в России, стараясь  честным трудом заработать на жизнь себе и своим близким, оставшимся на родине, ибо  другого выхода нет.
Но и здесь в России им живется нелегко, поскольку россияне, озлобленные до  предела собственными невзгодами, легко переключаются на поиск «врага», которым  сейчас являются для них все без разбору «лица кавказской национальности». Достаточно  просто войти в метро, чтобы увидеть, как  милиционеры проверяют  до­­ку­менты у «черных» (новое расистское определение, бытующее ныне в России, когда-то гордившейся своей терпимостью к «инородцам»!).
И куда же пойти за помощью и поддержкой армянину («лицу кавказской  национальности») на чужбине? Слава Богу, такое место есть - это Армянская церковь с  ее главным духовным пастырем - святейшим архиепископом Тираном.  Первейшая задача любой диаспоры - сплочение, взаимопомощь и совместные  поиски выхода. Эту задачу ясно понимает и всеми силами старается решить армянская  церковь в России и ее главная резиденция - московская епархия.  Святейший архиепископ Тиран и его помощники в высшей степени продуктивно, с  величайшей любовью и ответственностью стараются облегчить жизнь соотечественников,  оказавшихся в вынужденном изгнании. Эти духовные пастыри - опора и надежда  армянской диаспоры в Москве (и в России) с 1988 года.
Архиепископ Тиран проводит огромную работу по восстановлению храмов и  церквей, проданных ловкачами - приватизаторами различным коммерческим структурам,  как например, храм Сурб - Хач в Ростове-на-Дону, где похоронены Микаэл Налбандян  и Рафаэл Патканян, или усадьба Армянской Апостольской церкви в Молдавии  (проданная за 120 тысяч долларов!).
Его Преосвященство архиепископ Тиран неустанно трудится над решением очень  большого количества проблем армянской церкви и армянской диаспоры. Так, благодаря  его усилиям в Москве получено великолепное здание вблизи от метро «Новослободская»  для Культурного центра армянской общины, создаются три армянские школы в разных районах столицы.
Он является связующим звеном между многими конфессиями и религиозными общинами Москвы и благодаря ему неуклонно крепнет связь между двумя христианскими церквями - Армянской Апостольской и Русской Православной.
При помощи Патриарха всея Руси Его Святейшества Алексия II решены такие сложные вопросы, как выделение  Правительством Москвы земельных участков под строительство Армянского Храма, а  также мемориальной часовни Армянской Апостольской церкви на Поклонной горе,  сооружен к 850-летию Москвы исторический памятник дружбы армянского и русского  народов (скульптура «Две сестры» перед Храмом Вознесения у Никитских ворот скульптора Фрида Согояна). Кроме  того, на территории армянского кладбища в Москве также разрешено сооружение  памятника-мемориала
Будучи видным общественным деятелем, архиепископ Тиран отличается  исключительной скромностью, что всегда было присуще наиболее мудрым духовным  наставникам армянского народа - Григору Лусаворичу (Просветителю), Нерсесу  Аштаракскому, Хримяну Айрику и, конечно же, блаженной памяти Католикосу  Вазгену 1, чьим учеником и духовным сыном является архиепископ Тиран. При встречах с  Патриархом Алексием Вторым  Его Святейшество Католикос Всех Армян Вазген Первый всегда подчеркивал, что владыко Тирана  выдвинул и благословил он сам.
Архиепископ Тиран награжден несколькими орденами Российской Федерации и Русской Православной церкви.
Выше уже упоминалось о выделении земельного участка под строительство  Армянского храма. Он расположен в весьма престижном районе Москвы, недалеко  от Олимпийского центра. На огромной территории вокруг храма появятся также здания  библиотеки, музея, воскресной школы, зала на 700 человек для торжественных  мероприятий. Строительство идет уже несколько месяцев, но, к несчастью, некоторые  влиятельные деятели армянской диаспоры, из непонятных побуждений, начали борьбу с  начинаниями архиепископа Тирана и с ним самим.
Эта оппозиционная деятельность может не только провалить благие начинания, но  и бросить тень на саму армянскую диаспору. Грешно очернять человека, которого  благословил сам Святой Эчмиадзин, грешно мешать строительству Храма, который так  необходим народу,   претерпевшему столько страданий за свою историю и вновь  оказавшемуся в беде сейчас.
 Недавно в Устав Армянской общины Москвы, членами Совета которой мы являемся, был добавлен пункт - «обратить  особое внимание на помощь строительству Армянского Храма в Москве». Этот  замечательный пункт Устава нацелит каждого члена общины на оказание посильной  помощи сооружению Храма - будь то 100 рублей или 10 миллионов, а может быть, и  личное участие в строительстве.  Нашему народу издревне присуще всем миром браться за восстановление святынь,  то есть, за сохранение духа нации. История армянского народа тому порукой. 
Вскоре, по-видимому, состоится конференция Армянской общины Москвы, в  которой ожидается участие мэра Ю.Лужкова, архиепископа Тирана, посла Армении в РФ Сурена Саакяна и многих наших весьма достойных соотечественников - ученых,  деятелей литературы и искусства, промышленников и бизнесменов, ветеранов и  молодежи, а также государственных деятелей Армении.  Будем надеяться, что эта конференция станет еще одним шагом по сплочению  армянской диаспоры, упорядочению и усилению ее связей с Отчизной, укреплению  дружбы с россиянами и, в частности, с населением Москвы. Последнее, разумеется может  осуществиться лишь при наличии инициативы «сверху» по искоренению негативного  восприятия всех без исключения «лиц кавказской национальности», к сожалению, пока  еще бытующего в Москве.  Но нельзя терять надежды, ибо Церковь и Господь - с нами.  
К. Кафиева, В. Даниелян».

Также в этом разделе «Наша почта» газета опубликовала еще два обращения своих читателей.  

Славные 185-ые годовщины Лазаревского института и церкви “Сурб Арутюн” (у которой, кстати, двойной юбилей — 45-летие возобновления деятельности) являются прекрасным поводом для московских армян вспомнить славные деяния своих предков и хотя бы подумать: а что мы оставляем своим потомкам?
Даже в советское время, когда национальная жизнь диаспоры не поощрялась, московские армяне были более дружны и потому многое делалось. Я вспоминаю, например, Колманянца, который хоть и не занимал особых должностей, но пользовался непререкаемым авторитетом; как он сумел всех мобилизовать на восстановление церкви! В советское время фактически были под запретом амбиции и карьеризм на национальной почве, и, наверное поэтому, не было так много проходимцев.
Сейчас же мы видим одну только взаимную вражду, конфронтацию и еще много такого, от чего, поверьте, иногда стыдно называть себя армянином.
Юрий Степанян, москвич в третьем поколении

Хочу поделиться с читателями московской газеты “Юсисапайл” некоторыми соображениями о наших национальных проблемах.
Многие еще помнят Ассамблею известного бизнесмена Сержа Джилавяна. Сам по себе он был очень искренним, масштабным и настоящим патриотом, однако тогдашнее окружение Джилавяна трансформировало его глубинную суть, вело себя низко и безнравственно, как “высокочтимые попрошайки” у Пароняна.
Своей алчностью они фактически пустили под откос идею создания единой общины, но это меня даже радует. Значит, мы очень разные, многообразные, и среди нас, можно сказать, царствует полный плюрализм. Значит, для каждой жизненной ситуации мы в состоянии найти, в итоге, правильное решение.
Но это в теории. А на практике мы и не пытаемся адекватно оценивать мысли других, даже не желаем до конца выслушать кого-то, кроме себя. Особенно это касается политологов советского периода, которым кажется, что они прекрасно ориентируются и во всех сложностях современного информационного пространства. А ведь уже 12 лет мы все настолько политизированы, что это уже привело к появлению действительно талантливых, оригинально мыслящих политологов. И пора уже их замечать.
И прежде всего так называемым “общинам”, которые пока таковыми еще и не стали; они еще по своей сути, скорее, объединения вокруг одной личности; лидер находит десять-пятнадцать человек просто хуже себя и потому их слушающихся - вот что такое сегодняшние “общины” Москвы.
А я со всей серьезностью могу заявить, что лично знаю много очень хороших и умных людей, которые не входят ни в какую группу, а тем более “общину”. И, как правило (и это очень жаль), они оказываются вне важных событий национальной жизни Москвы. Только два дня - 7 декабря и 24 апреля - мы вместе отмечаем грустные даты, а все остальные дни ругаемся и издеваемся друг над другом. Лично мне это кажется просто смешным: мы слишком серьезны, чтобы иметь сильную общину. Поэтому со стороны выглядим просто-напросто смехотворно. И, пожалуй, это хорошо: на чужбине лучше иметь содержание без формы. Проще говоря, когда мы изолированы друг от друга и не имеем взаимной поддержки, то коэффициент выживания и конкурентоспособности оказывается намного выше. Внешняя и, следовательно, искусственная поддержка лишь размывает индивидуальность. Поэтому, если и нужна община, то лишь для благотворительной помощи слабым, больным и особо талантливым, ибо равнодушие к таким категориям людей жестоко и антинационально.
Серж Джилавян и его команда искали друзей армянской нации среди духовно близких народов (русских, сербов, болгар и т.д.). Тогда “Общая газета” напечатала статью “Грибница”, которая заканчивалась такой фразой: ”Если такими темпами объединяться с духовно близкими народами, Россия противопоставит себе весь мусульманский мир”.  Политологи советской формации во главе с Андраником Миграняном теперь нас объединяют с духовно неблизкими народами. (до революции их называли одним словом “бусурманы”). Выступая в Петрово-Дальнем от имени новой организации - Всероссийского армянского конгресса, Мигранян так и заявил, что его интересует не армянская община, а межобщинные отношения. Что это значит, мы поняли 24 апреля, когда все армянское кладбище и Колонный зал были завалены газетой “Лига наций”. Ованес Шираз сказал бы:

(так заполонили все, что единственная армянская газета “Юсисапайл”, словно весенняя фиалка, не видна за ними). И даже “самый влиятельный человек московской общины” Ара Абрамян не заметил армянской газеты. Но зато он начисто отрицает то, что финансирует “Лигу наций”. Он мой земляк (из Ехегнадзора), и я не хотела бы, чтобы он так слепо выполнял чуждый политический заказ, финансируя такую антирусскую и одновременно антиармянскую газету. Так, в номере 8 от 7 апреля “Лига наций” обвинила Д.О Рогозина в “слащаво фашиствующей демагогии”, а русскому государству приписывают политику чужеземных варваров. В том же номере газета пишет, что армянскую диаспору можно сравнить только с еврейской. И, продолжая сравнение, рассуждает о геноциде, разбросанности по миру и страданиях от ксенофобии. А первого армянина, умиляется “Лига наций”, упомянутого в московских летописях, звали Аврам, то есть фактически Абрам.
Это уже не примитивизм, а настоящая провокация: одно дело уничтожение народа на своей этнической родине и совсем другое - дисбаланс взаимоотношений с титульным народом и потеря чувства меры евреями в Германии. Во всех странах рассеяния армяне пользуются уважением, ибо не теряют ощущения того, что находятся в гостях. В России специальными указами царей поощрялась эмиграция армян - нечего нас сравнивать с евреями! Что касается имени, то у нас есть еще и Давиды, Исааки и даже Мариамы...
О всей этой вредоносности газеты “Лига наций” я высказала прямо в лицо А. Миграняну (От редакции - и даже швырнула ее ему под ноги!).
А посольству Армении сейчас надо не гордиться многочисленностью армян в России и под это создавать разные там конгрессы, да еще и объединять бизнесменов (в том числе теневых) по национальному признаку, а  надо делать все, чтобы обеспечить их возврат на Родину, активно способствовать восстановлению экономики Армении. Вместо этого господин посол явно покровительствует людям сомнительной политической ориентации, не замечая, что они выполняют чужой заказ и одновременно преследуют свой личный интерес.
У нас другая судьба, другая фаза роста и другой формат отношений с Россией. 185 лет назад мы имели в Москве высоконравственную, образованную интеллигенцию, мы имели Лазаревский институт! Надо продолжать эти традиции, а не безучастно наблюдать и, тем более, участвовать в аферах, которые нас до добра не доведут.
Гоар Маркосян, биолог

В номере были также опубликованы два стихотворения известной армянской поэтессы и общественного деятеля Марлены Ванэ (Марлены Вагановны Авдалян)

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz