Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава пятьдесят пятая

25 мая 2001 года вышел в свет 117-й номер «Юсисапайла»

В редакционной статье на армянском языке был затронут весьма щепетильный вопрос наличия турецких агентов внутри армянской диаспоры Москвы.
В тот период российские СМИ уделяли большое внимание теме подрывной работы южных соседей среди населения страны. Так, 17 и 18 апреля газета “Московский комсомолец” опубликовала сенсационные материалы о деятельности турецких спецлужб против России. О том же говорилось в  передаче телеканала ТВ-центр, вышедшей в эфир в 20:45 25 апреля. 4 и 5 мая те же проблемы затронула газета “Труд”.
В редакционной статье «Юсисапайла» оговаривалось, что прямых улик, в силу сугубой секретности подобных операций, нет и быть не может. Но, судя по всему, платные агенты из числа московских армян действуют достаточно эффективно.

На второй полосе, также на армянском языке, было опубликовано интервью с вардапетом Езрасом, 12 апреля 2001 года утвержденным Главой епархии.

«Юсисапайл». Святой отец, поздравляем Вас со вступлением на столь высокую должность. Но, так как именно с этим обстоятельством связан фактический раскол в московской армянской среде, просим Вас дать свою оценку создавшейся ситуации, а также рассказать о Ваших дальнейших действиях в качестве Главы епархии по восстановлению мира, согласия и взаимодействия внутри нашей диаспоры.
Вот что ответил Глава епархии в ходе этого интервью, состоявшегося 9 мая, за 4 дня до возникновения «Объединения Армянских Апостольских церквей Москвы», объявившем о своем неподчинении Католикосу всех армян.

Я, как, впрочем и вардапет Езрас, еще не знал о том, что нас всех ждет в следующие четыре года. Но слухи о начале активных действий со стороны протирановской оппозиции уже вовсю обсуждались, и я справедливо полагал, что ни к чему хорошему это привести не может. Однако, Глава епархии категорически исключил какие-либо эксцессы в этом отношении:
-Успокойтесь, - твердо заявил вардапет. – Такое просто не возможно!
Но, оказалось, очень даже возможно.

В год 1700-летия...
Предупреждения «Юсисапайла», к сожалению, сбываются
13 мая в церкви “Сурб Арутюн” произошло событие, которое наверняка войдет в историю всей Армянской Апостольской Церкви. Был хмурый дождливый день, и потому на Патарак (Божественную Литургию), который служил Глава Епархии архимандрит Езрас Нерсисян, собралось относительно мало прихожан.
По окончании службы, когда молящиеся почти разошлись, в церковь вошел архиепископ Тиран Кюрегян.
Он направился к амвону и обратился к присутствовавшим с речью, в которой, в частности, напомнил о том, что 5 октября 2000 года распоряжением Католикоса он бы снят с должности Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии.
Србазан Тиран отметил, что многочисленные обращения приходских советов, общины и отдельных прихожан в Эчмиадзин с просьбой оставить его в Москве в качестве настоятеля церкви остались без ответа. “Более того, - подчеркнул архиепископ, - меня стали преследовать и это даже сказалось на моем здоровье”. Слушатели узнали, что дело дошло даже до запрета на публичные выступления и молитвы. Кроме того, в адрес србазана выдвигались обвинения в присвоении $3 млн из средств возглавляемого им фонда, что он категорически отверг.
В связи с этим архиепископ Тиран сказал, что согласно утвержденной правительством Москвы городской благотворительной программе строительства собора и культурно-просветительского центра предполагалось зачислить в фонд строительства примерно 24 млн долларов, из коих 16 млн долларов должны были поступить в течение истекших шести месяцев, но, как подчеркнул србазан, этого не произошло из-за снятия его с должности. “Программа будет действовать только в том случае, если фондом будет руководить архиепископ Тиран”, - заявил србазан.
Архиепископ Тиран сообщил, что приходские советы церквей “Сурб Арутюн”, “Сурб Хач” (строится на Трифоновской улице) и “Сурб Ованнес Мкртыч” (будет строиться на Поклонной горе) 16 марта образовали Объединение армянских апостольских церквей Москвы (ОААЦМ) и избрали его председателем. Одновременно он избран настоятелем действующей церкви “Сурб Арутюн” и руководителем Фонда поддержки строительства Кафедрального Собора “Сурб Хач”. По словам србазана, учитывая создавшееся положение, в устав Объединения внесены дополнения и изменения, которые 20 апреля утверждены Министерством юстиции Российской Федерации.
“Поэтому, - заявил архиепископ Тиран, - руководствуясь этим уставом, Объединение армянских апостольских церквей Москвы приняло решение выйти из состава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии и не подчиняться указаниям ее Главы архимандрита Езраса”. Одновременно ОААЦМ выходит из под юрисдикции Католикоса, которого, как сказал архиепископ Тиран, многие, в частности, патриархи Иерусалима и Константинополя, обвиняют в непродуманных действиях и игнорировании мнения прихожан.
Архиепископ Тиран особо подчеркнул, что ОААЦМ считает себя в составе Святого Эчмиадзина, но подчиняется только его высшему органу - Национальному Церковному Собору (созывается, как правило, для выбора нового католикоса по квоте 1 делегат от 25 тыс. армян - Ред.). Следовательно, впредь он не только отказывается подчиняться католикосу и архимандриту, но и запрещает Главе епархии отцу Езрасу любые действия в московских храмах, кроме молитвы в качестве прихожанина.
“hАйр Сурб” молча выслушал сенсационную речь архиепископа Тирана и, в тот момент, когда прямо в храме разгорелся спор по поводу всего сказанного, вышел из здания церкви.
Буквально на следующий день, 14 мая газета “Коммерсант” напечатала статью “Власть Тирана под угрозой. Армяне скандалят в церкви”. Автор статьи Олег Максименко, который, кстати, приходится зятем директора армянской школы № 1110 Седы Галоян, приводит заявление Главы епархии архимандрита Езраса о том, что “инцидент не означает раскола внутри Армянской Апостольской Церкви, так как ОААЦМ все-таки признает верховный орган церковной власти - Национальный церковный собор. В то же время архимандрит Езрас охарактеризовал происшедшее как преступное самоуправство с далеко идущими последствиями”.
Отреагировали и СМИ Армении. Особенно неистовствует рамкаварская газета “Азг”, выходящая на деньги небезызвестной Луис-Симон Манукян. 16 мая в ней мы прочитали, что “позиция архиепископа Тирана Кюрегяна и поддерживающей его там, в Москве, группы армян, представляющих преступный мир, есть не что иное, как абсолютное противостояние не только Патриарху всех армян, Национальному церковному собранию, Первопрестолу св.Эчмиадзина, но и "многовековым традициям и канонам" Армянской апостольской церкви”.
16 мая агентство “Ноян тапан” распротранило заявление представителей российской армянской интеллигенции, осуждающее "неподобающее духовному лицу аморальное поведение" архиепископа Тирана Кюрегяна. В заявлении, подписанном академиками Российской академии наук Адияном, Азатяном, Агаяном, Атабековым, Нерсисянцем, Саргсяном, Тахтаджяном, членами-корреспондентами РАН Арутюняном, Багдасаровым, Арутюновым, Данильяном, Бабаяном, Пирумовым и другими известными деятелями российской науки, поведение архиепископа Тирана Кюрегяна представляется "незаконными деяниями сумасбродного церковнослужителя". Авторы заявления призвали Католикоса всех армян Гарегина II "дать справедливую оценку деструктивной деятельности "группы раскольников", пытающейся "прибегнуть к своеволию и растлить души простых верующих". Авторы заявления потребовали от главы Армянской апостольской церкви "без промедления проявить железную волю". Они также призвали членов армянской общины России и, в частности, Москвы, сплотиться вокруг св.Эчмиадзина, Католикоса Гарегина II, предстоятеля Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви архимандрита Езраса Нерсисяна.
Другая группа представителей творческой и научной интеллигенции России в лице директора Эрмитажа Бориса Пиотровского, директора Научно-технического центра НИИ Генрика Манукяна, заслуженной артистки России Рубины Калантарян, академика Академии медицинских наук РФ Артема Тоталяна, народной артистки РФ Марии Гамбарян и других тоже обратились в Первопрестол св. Эчмиадзина с призывом "уберечь армян от оскорбительной и губительной раскольнической деятельности" Тирана Кюрегяна. По оценке авторов заявления, поведение Тирана Кюрегяна "порочит возвышенный образ служителя Армянской церкви".
16 же мая пресс-служба Первопрестола св.Эчмиадзина официально огласила вердикт Католикоса Всех армян Гарегина Второго, находившегося в этот момент в Монреале. По телефону он дал указание об отлучении от церкви бывшего предстоятеля Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископа Тирана Кюрегяна. 18 мая “Азг”, отрабатывая доллары из США, снова завизжала от злости: “Кстати, - пишет “Азг” - это - второй случай отлучения от церкви предстоятеля Российской и Ново-Нахичеванской епархии. Первый имел место в 1976 году. Тогда светлой памяти Патриарх Вазген I отлучил от церкви архиепископа Паргева. Как видно, Москва - весьма лакомый кусок для иных наших духовных отцов”.
Далее газета сетует, что “поп-расстрига Тиран”, видите ли, “продолжает активно действовать. 17 мая он, созвав московские СМИ на пресс-конференцию, попытался оспорить вердикт Католикоса всех армян, сославшись на какой-то устав”. В хор на страницах “Азга” вклинивается и шеф рамкаваров Армении Рубен Мирзаханян. "Возникает вопрос: почему служитель церкви, не соглашаясь с освобождением от должности и цепляясь за стул, прибегает к подобного рода неприемлемым заявлениям?" - глубокомысленно спрашивает главный луис-симоновец Армении и сам же отвечает: "Многие из нас бывают в Москве, и то, свидетелем чего становимся на территории армянской церкви, где, кстати, расположено и армянское кладбище, устрашает, вообще не имея ничего общего с духовной жизнью. Эта территория в столице России напоминает провинциальный рынок. Продаются сигареты, алкогольные напитки. И все это находилось под контролем бывшего главы епархии..."
17 мая на ВВЦ в “Доме народов России” в рамках выставки традиционных конфессий Москвы, которая открылась 11 мая, был день Армянской Апостольской Церкви, в связи с чем состоялась пресс-конференция. Вопросы в основном задавала некая худосочная особа в очках, оказавшаяся корреспондентом какого-то странного “Каспийского информационного агентства”.
Вечером того же дня это агентство разразилось целой серией сенсационных сообщений: “Сегодня бывший глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, лишенный духовного сана архиепископа Казар (Тиран) Кюрегян подверг резкой критике вице-спикера Государственной Думы РФ Артура Чилингарова, являющегося также председателем епархиального совета Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ. По убеждению г-на Кюрегяна, многие представители армянской интеллигенции России позволяют себе выступать с заявлениями, касающимися внутрицерковной проблемы. Назвав такое поведение непозволительным, Казар Кюрегян в то же время отметил, что "эти люди очень часто и быстро меняют окраску". По его мнению, лица, не являющиеся членами Объединения Армянских Апостольских Церквей Москвы не имеют права вмешиваться в ее дела”. “Гарегин II является нелегитимным Католикосом. С таким заявлением выступил сегодня на пресс-конференции в Москве бывший глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ), лишенный духовного сана архиепископа Казар (Тиран) Кюрегян. По мнению последнего, Католикос Всех Армян Гарегин II отказывается созвать собрание епископов, которому и надлежит разрешить возникший в армянской общине Москвы конфликт, в частности, связанный с назначением новым главой епархии архимандрита Езраса Нерсисяна.
Подчеркнув, что он и его сторонники не признают решений и указов Католикоса Гарегина II, Казар (Тиран) Кюрегян заявил, что входящее в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ Объединение Армянских Апостольских церквей Москвы “являются частью святого Эчмиадзина, руководствуется традициями и канонами Армянской Апостольской Церкви и подчиняется высшему органу ААЦ - Национальному-церквоному Собору”. Последнему, как считает лишенный духовного сана бывший глава епархии, “стоит обратить внимание на проблему, связанную с игнорированием волеизъявления прихожан ААЦ - граждан России”. Подвергнув резкой критики методы и стиль руководства Церковью, которых придерживается Католикос Гарегин II, Казар (Тиран) Кюрегян назвал недопустимым “служение двух братьев в одном монастыре”. По его мнению нынешний глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ архимандрит Езрас Нерсисян находится под давлением своего родного брата - Католикоса Всех Армян. Однако, отвечая на вопрос корреспондента CNA (“Каспийского информационного агентства” - прим. ред.), Казар (Тиран) Кюрегян не смог привести ни одного конкретного факта против личности и действий архимандрита Езраса Нерсисяна”. “Правительство Армении вмешивается во внутренние дела Российской Федерации. С таким обвинением выступил сегодня на пресс-конференции в Москве лишенный духовного сана архиепископа бывший глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ) Казар (Тиран) Кюрегян. По его словам, определенные структуры армянского правительства, в частности, представляемые заместителем министра внутренних дел Армении г-ном Исагуловым и представителем МВД Армении при структурах СНГ г-ном Кара-Погосяном, оказывают давление на армянскую общину России и, в частности, Москвы, направленное, прежде всего, против его персоны и деятельности в качестве духовного пастыря. Более того, как отметил Казар (Тиран) Кюрегян, в эти акции вовлекаются также и некоторые представители армянской общины Москвы”.
В следующее воскресенье, 20 мая, дверь церкви “Сурб Арутюн” была заперта на ключ. Потом, когда ее открыли, долго шло выяснение отношений с активным участием милиции. Наконец, с большим опозданием началась Божественная Литургия, которую служил отец Мартирос, причем церковный хор отказался в ней участвовать.
Было более 20 милиционеров, усиленных отрядом ОМОН в бронежилетах и с автоматами. Заместитель начальника ОВД Центрального Административного округа подполковник Шавырин И.М. разъяснил корреспонденту “Юсисапайла”, что наряд милиции присутствует только для обеспечения порядка и нормального хода богослужения. Все, к тому же, снималось бригадой операторов НТВ.
По окончании Патарака в церковь вошел отец Езрас в сопровождении срочно прибывших из Эчмиадзина трех представителей Католикоса всех армян, которые зачитали Патриаршее Решение № 606 от 15 мая с.г., согласно которого архиепископ Тиран Кюрегян лишен сана.
Страсти накалились до предела, и присутствовавшие прихожане явно разделились на два люто ненавидящих друг друга лагеря, готовых перевести конфликт в иное русло, но вмешалась милиция.
- А говорили, что вы уже 1700 лет христиане? - с удивлением воскликнул молодой страж порядка, попросивший меня не фотографировать его на фоне бушевавшей толпы. Его слова утонули в общем крике...
Давид Балаян

Надо отметить, что  весь тираж этого номера выкупила ныне покойная Н.С. Бабаян (в церкви она продавала свечи, а также религиозную литературу), и затем его сожгли в топке церкви "Сурб Арутюн" - об этом мне позже рассказали сами участники этой акции.

А вот официальный пресс-релиз «Объединения Армянских Апостольских церквей Москвы».

В номере также была напечатана статья Вардкеса Айрапетяна «Московская армянская диаспора в 60-70-х годах».

Внутренний разворот, как обычно, занимал очередной номер газеты в газете «Молодой «Юсисапайл», в рамках которого читатель мог ознакомиться с учением великого армянского мыслителя Гарегина Нжде «Наука самопознания, самоочищения и самоспасения».

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz