8 февраля 2002 года вышел в свет 122-й номер «Юсисапайла».
На второй полосе была напечатана принципиально важная статья:
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ
Основоположник сионизма Теодор Герцль пристально следил за развитием Армянского вопроса, который стал для него исходной точкой при выработке собственных методов разрешения проблемы еврейского народа. Герцль, хорошо знавший армянскую историю, был убежден, что лидеры армянского национально-освободительного движения ошибаются как в теории, так и в вопросах стратегии и тактики. Свои теорию, стратегию и тактику он построил прямо противоположными тем, которых придерживались они. При этом Герцлю еще и удалось обмануть армян. Например, 15 мая 1896 г. Герцль написал из Вены письмо в Лондон польскому авантюристу, турецкому и сионистскому агенту Невлинскому и проинформировал его о том, что устанавливаются контакты с армянскими лидерами в Лондоне и Тифлисе. Он также дал следующий совет: «Вы должны будете преодолеть недоверчивость армян. Их лидеры будут убеждены, что мы хотим скомпрометировать их бесплодной покорностью, что нанесет урон всему движению».
Евреи не имели в Турции национальной базы: в Палестине практически не было еврейского населения. А вот армяне имели - здесь проживал трехмиллионный народ. Казалось, одни не располагали никакими шансами на успех, другие - более чем достаточными. Таким был старт, а каков финал?
На сегодня сионисты заложили прочный фундамент еврейского государства на территории бывшей Османской империи. За тот же срок в Турции по существу не осталось армянского населения: большинство было перебито, а часть чудом спаслась и вынуждена была искать пристанище вне пределов своего исторического отечества.
Этот факт из истории приведен только для иллюстрации непреложной закономерности, доведшей армянский народ до нынешней ситуации: национальными лидерами становятся личности, меньше всех достойные этого как по своим нравственным, так и интеллектуальным качествам. Более того, есть основание считать, что они назначаются вненациональными силами с целью выполнения их заданий, как правило, противоречащих интересам армянского народа. В результате, уже много столетий армяне терпят значительный урон; даже победы, достигнутые неимоверным напряжением сил, оборачиваются во вред. Потеряны огромные территории, нация постоянно количественно уменьшается, а оставшаяся часть рассеивается по миру. Применительно к вышеприведенному историческому примеру возникает резонный вопрос: действительно ли ошибались тогда лидеры армянского национально-освободительного движения?
На протяжении многих веков основная парадигма поведения лидеров народа остается неизменной, и не случайно возникновение известного тезиса - “главными врагами армян являются сами армяне”. При таких обстоятельствах вызывает даже удивленное восхищение живучесть народа, и можно со всей уверенностью сказать, что, окажись в таких условиях те же евреи, вряд ли бы они сохранились до сегодняшнего дня.
Как итог такого положения дел можно констатировать, что армяне в индивидуальном порядке не уступают и даже превосходят многих по всем показателям, но как коллектив практически не существуют. В этом и кроется загадка выживания, ибо армянин инстинктивно (и вполне обоснованно) не доверяет своим лидерам, без которых, с другой стороны, невозможны коллективные действия. Возникает заколдованный круг, выход из которого нам видится только в Национальной Идее. Она бы мобилизовывала нацию на коллективное решение общих задач, не ставя при этом ее в зависимость от продажных лидеров, и, более того, исключая продвижение таких личностей к руководящим должностям.
Как в Армении, так и в Диаспоре.
В Москве на сегодня, например, никаких трудов не стоит собрать при наличии денег в ресторане энное количество армян и провозгласить себя, например, руководителем Межгалактической ассоциации армян. Казалось бы, ну и что из этого? Но следующим шагом неизменно бывает оголтелая борьба со всеми другими организациями армян в Москве (или в любом другом месте - это не имеет значения).
Некоторые видят в этом всего лишь амбиции, но разрушительный эффект настолько велик, что мотивация, по существу, не имеет значения - все это антинациональные поползновения. Однако, как ориентироваться, когда звучат пышные и красивые слова, а дела делаются подспудно?
При наличии Национальной Идеи, а также людей и структур, обслуживающих эту Идею, уже одно это и будет противоядием. Отсутствие же ее приводит ко многим нежелательным последствиям и, в частности, к общей деградации и дезинтеграции народа в кланово-племенные образования. Армянин из Бразилии, например, очень мало общего имеет с армянином из Польши - у них даже нет общего языка. Но отсутсвие взимопонимания еще полбеды; одновременно обостряется и внутринациональная ксенофобия, когда, скажем, “карабахцы” костят “айастанских” и так далее - примеров вокруг очень много.
Ясно, что без взаимного понимания не возможна единая нация. Равно как и появления группы людей, выдвигающих Национальную Идею, недостаточно для мобилизации нации. Но без этого такая мобилизация тоже невозможна, ибо вначале всегда Слово.
Уже давно Армянская Национальная Мысль не может предложить народу ничего путного, ибо ее практически нет. Лучшие умы нации делают карьеру на чужбине, оставляя народу сомнительное удовольствие восхищаться их достижениями. Именно это восхищение своими ассимилировавщимися знаменитыми сородичами, да еще и однобокие исторические познания заменяют в народе Национальную Идею, но это еще более ухудшает ситуацию, ибо сильно мифологизирует национальное сознание.
Очевидно, что сверхзадачей армян является сохранение и развитие армянской цивилизации в современных условиях, когда идет всеобщая глобализация и перераспределение сил на евразийском пространстве. Сейчас формируются процессы, результаты которых могут оказаться еще более трагичными для армян, чем было до сих пор, хотя и кажется, что трагичнее больше некуда.
Именно это диктует сегодня особые, чрезвычайные, возможно, необычные для нашей истории подходы, принципы, которые должны быть использованы армянским народом, армянской национальной элитой для сохранения непрерывности своей истории, своей цивилизации. Необходимо уйти от стихийности, спонтанности и рефлекторности действий и всерьез взяться за решение стоящих перед нами задач, прежде всего, проблемы Национальной Идеи.
Именно этим целям и будут служить заседания клуба, который “Юсисапайл” предполагает открыть 2 марта этого года. Добро пожаловать на наш маленький огонек.
Давид Балаян
В продолжение этой темы на шестой полосе было помещено это объявление
Никого специально я не приглашал – хотелось посмотреть какова реакция читателей. К моему большому удовлетворению, пришло достаточно много народу и так начал в Москве работать наш армянский дискуссионный клуб.
Это событие имело свою предысторию.
В конце декабря 2001 года через Нину Сергеевну Бабаян, продававшей свечки в церкви, на связь со мной вышел молодой человек, представившийся владельцем кафе-клуба «Куку», а в прошлом участником боевых действий в Карабахе. В тот период мне уже порядком надоели разнокалиберные проходимцы, под предлогом помощи газете преследовавшие собственные интересы.
Но Смбат Караханян - а это был именно он – патетически заявил, что память о погибших на войне товарищах для него свята; если, что не так, они придут к нему во сне, а это для него страшнее любой критики.
В разговоре о возможных формах сотрудничества мы остановились на идее организации такого клуба, где можно было обсуждать армянские проблемы на национальном языке. Памятуя о двух предыдущих неудачных попытках «Юсисапайла» в этом направлении, я не захотел называть этот проект именем газеты, а Караханяну (как потом выяснилось, очередному «кидале» - он даже не служил в армии, но при этом любил долго рассказывать о своих «боевых подвигах») этого только и надо было…
Из других материалов номера:
Гоар Маркосян (Москва)
Какую Армению мы хотим
Время от времени в Армении раздаются призывы, суть которых сводится к тому, что “российская диаспора должна помочь своим отчаявшимся и вымирающим согражданам, выезжающим в Россию на заработки”. Видимо, эмиграция из Армении приняла настолько зловещий и неуправляемый характер, что вспомнили про российскую диаспору, которой теперь хотят вменить в обязанность “настроить их (то есть мигрантов) на прорусскую ориентацию”, “помочь не стать ассимилированными манкуртами”, “помочь нашим ученым получить гранты” или даже “начать публиковать ежемесячный журнал рабочих вакансий”.
Действительно, армяне в России зачастую оказываются в тяжелом и унизительном положении “временных рабов”, которым платят мало и нерегулярно, милиция к ним придирается на каждом углу, при попытке легализироваться беззастенчиво грабит консульство Армении, часто они вовлекаются в различные криминальные обстоятельства. Но ведь эмиграция имеет глубокие корни в Армении и нуждается в глобальных решениях, а не в смешных и глупых полумерах, которые нам предлагают.
Кстати, мы их уже перепробовали в различных вариациях в течение последних 10 лет, вместо того, чтобы в свое время противостоять разрушительной политике правящих кругов Армении. Но тогда республика находилась в состоянии войны, и на это списывалось многое. Впрочем, даже сейчас мы не готовы по-настоящему осмыслить происшедшее и уразуметь горькую историческую истину: вытеснение армян из Западной Армении турецкими варварами длилось 600 лет, а ерит-амяне опустошили Восточную Армению всего за шесть.
Хотя, что могла сделать российская диаспора и ее передовой отряд - московская армянская община? Да, в советские годы здесь собралась интеллектуальная элита нации, но ее знания и умения не нужны были правительству независимой Армении, и ее посольство всеми способами это подчеркивало. Оно общалось (и продолжает общаться) только с богачами.
Но ведь мир так устроен, что одному суждено зарабатывать деньги, другому их тратить, а третьему - думать. Каждый выполняет для нации свою миссию.
Что греха таить: благодаря тому, чего достигли в индивидуальном порядке московские армяне, почти половина населения Армении и Арцаха стихийным образом перебралась в Москву и органично влилась в местную жизнь. Делалось это не через какие-то общинные структуры, а сугубо благодаря семейным и дружеским связям, подчас за счет нашего здоровья и благополучия. В этом отношении нас просто восхитила культура интеграции в русское общество бакинских армян, их поведение, умение и гордость.
А вот мигранты из Армении последней волны столкнулись с огромными трудностями, обусловленными как психологическими, так и организационными барьерами, которые местные армяне уже не в состоянии устранить или ослабить в частном порядке. В этом отношении многое могло бы сделать правительство Армении, скажем, по примеру Югославии или Турции организовать строительные концерны. Это обеспечило бы социальную и политическую защищенность многочисленным армянам, занятым в России на строительных работах, и еще бы принесло республике определенные материальные выгоды. Сейчас же эти дивиденды получают криминальные структуры, в том числе и армянские.
...Еще пять лет назад один мой родственник в Ереване сказал: “если можете, дайте денег, а ваша любовь и советы нам не нужны”. Это позиция практически всех в Армении, в том числе и правительства. Яркое тому свидетельство - история с Аркадием Вартаняном. Ему, как и многим из нас, прямо в лицо говорили: “кто ты такой, где ты был все эти голодные и холодные годы? Мы здесь жили тогда и потому только нам решать как нам жить”. В то годы у того же Вартаняна грелись и питались многие знаменитости, да и каждый из нас кому-то помогал выживать.
Но, если сегодня 80% населения Армении находится вне ее пределов и, наверное, большая часть этих людей в течение ближайших 10 лет туда не вернется, то всем армянам, независимо от того, где они родились, пора уже определиться и задать себе вопрос: “Какую Армению мы хотим, и сколько еще времени мы должны жить вне своей Родины?”
Честный и прямой ответ на этот вопрос подскажет и те действия, которые должен предпринять каждый армянин, если он хочет, чтобы и он, и его дети продолжали оставаться армянами.
Караван мой бренчит и плетется,
Средь чужих и безлюдных песков,
Погоди караван! Мне сдается,
Что из Родины не слышу я зов...
Караваны всех армян, соединяйтесь!!!
Я знаю одно - мы должны научиться жить на нашей Родине, насколько бы это не было трудно (наподобие японцев). Мы не цыгане, и не евреи, у нас другая биография, у нас другое прошлое и другие гены. Адаптироваться в чужой среде и одновременно не ассимилироваться - почти невозможно. Московская Армянская Община, которая имеет историю не менее 300 лет, показатель этому. Мы видим, что значит, когда армянин живет в русской среде 100 лет, 50 лет и 20 лет.
Ведь не тайна, что главный ресурс Армении - это народ, его ум и умение. Пока мы не вернемся домой, Армения будет бедной страной. Мы ходим по всему миру как ... искусственные сироты при живой матери. Родина-мать нас не зовет. Видно, что для создания программы процветания Армении и ее реализации должны участвовать все армяне, независимо от их места нахождения. А правительство Армении должно создать законную базу для этого.
ВСТАТЬ: СУД ИДЕТ!
28 января в Пресненском межмуниципальном суде (Зоологическая улица, дом 20) под председательством Федерального судьи И.Н. Куприяновой началось предварительное слушание сторон по иску, который в кулуарах назвали “Церковным Карабахом”. Суть иска сводится к тому, что “в интересах” армянских священнослужителей прокуратура требует от Министерства юстиции аннулировать регистрацию общественной религиозной организации московских армян “Объединения Армянских Апостольских церквей Москвы”.
Правда, сами истцы на эти слушания не явились, и потому следующее заседание суда назначено на 21 февраля. Из хорошо осведомленных источников нам стало известно, что юридических оснований для ликвидации нет; единственная аргументация истца сводится к тому, что существование Объединения противоречит интересам Новонахичеванской и Российской епархии, возглавляемой епископом Езрасом Нерсесяном. Те же источники сообщили, что сама епархия в ноябре 2000 года была зарегистрирована с очевидными нарушениями устава Армянской Апостольской Церкви: общее собрание представителей епархии было созвано почему-то в Ростове, причем даже члены Епархиального Совета не были извещены об этом, на что имеется их коллективное заявление. Принятый в Ростове этим нелегитимным собранием устав епархии был в тот же день утвержден в Эчмиадзине, хотя ясно, что физически это было невозможно. Одновременно в правоохранительные органы Москвы из Эчмиадзина была направлена официальная просьба начать уголовное преследование в отношении ряда московских армян за их предпринимательскую деятельность(!?).
Видимо, некоторые армянские священники абсолютно не допускают мысли, что есть вопросы, которые надо прежде всего попытаться решить по-христиански. И если даже такие попытки оказались бы тщетными, все-таки не следовало святым отцам обращаться в прокуратуры и суды.
Особенно здесь, в Москве, где Армянская Апостольская Церковь в год своего 1700-летия стала причиной серьезного раскола в среде местных армян.
Насколько серьезен этот раскол можно судить по тому, что параллельно в Пресненском и Таганском межмуниципальных судах идут процессы, где одни армянские организации судятся с другими, - борьба развернулась вокруг того, кто будет контролировать национально-культурные автономии городского и федерального уровней.
Веками армяне жили в Москве и всегда пользовались заслуженным уважением. Как бы эти судебные тяжбы не обошлись нам чересчур дорого!
Баграт Гевондян
Подборка С.М. Мирзояна «Жемчужины арцахского меридиана»
Акростих ереванской поэтессы Марлены Ване.
Продолжение следует
Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59,