14 марта 2002 года вышел в свет 123-й номер «Юсисапайла».
НАШИ «УЧИТЕЛЯ»
По переписи 1979 года в Москве проживало примерно 49 тысяч армян. В основном это были коренные москвичи и те, кто в силу тех или иных обстоятельств перебирался на жительство в столицу; прописка здесь была запрещена, и потому ее, как правило, давали только приглашенным специалистам.
Но Армения была совсем рядом: многие летали туда на субботу-воскресенье повидаться с родственниками, и у нас у всех было единое гражданство.
Потом в одночасье московские армяне стали диаспорой, причем ниоткуда не эмигрировавшей.
Россия ввела двойное гражданство именно для таких как мы, но тогдашние армянские власти намеренно лишили нас нашей Родины.
Мы пытались вразумить эту публику, однако общественное мнение республики было на стороне захвативших власть в Армении антинациональных сил.
Затем началось массовое бегство из Армении, и Москву заполонили мигранты: московская армянская диаспора разбухла почти в двадцать раз. Из Армении переезжали сюда целыми организациями, были даже случаи миграции газет!
Потом кое-кто из этой публики решил научить нас тому, как надо любить свою нацию и быть “ответственным друг за друга”.
Вообще, Армения последнего десятилетия — это уникальная страна, в которой в ситуацию “бегства” вовлечено огромное большинство населения, оно стало формой существования. Армению покинула треть ее населения. Не будем обманываться, большинство — навсегда. И самое страшное в этом процессе — даже не количество. Самое страшное то, что бегство из страны стало элементом массового сознания, в котором понятия Родины, родного города или села, отчего дома, могилы предков, родственного или дружеского окружения утратили свою изначальную ценность, перестали быть сдерживающими или стимулирующими факторами, обуславливающими принятие того или иного решение.
На этом фоне диссонансом выглядят попытки некоторых московских армян вернуться, причем со своими структурами: вспомним, хотя бы, Сеника Геворкяна, Левона Ованнесяна, Аркадия Вартаняна, Шагена Арзуманяна...
И потому крайне анекдотично стремление только что прибежавших сюда учить нас патриотизму.
В связи с этим необходимо отметить, что независимость Армении принесла нации много неожиданного. И самое трагическое из этого неожиданного — трансформация армянского общества, представшего в 1988 году единой и мощной силой, выступившей под национальными лозунгами и преследовавшей национальные цели.
Причиной этой трансформации стали новые правители страны. Декларируя на митингах национальные лозунги и цели и, придя на волне национального движения к власти, они, фактически обманув народ, вначале достаточно осторожно, а затем все более откровенно стали провозглашать абсолютно противоположные, по сути антинациональные идеи и проводить такую же антинациональную политику.
Эта перемена была столь циничной и неожиданной, что лишь немногие представители национальной интеллигенции (в основном, не в Армении) сумели распознать измену и вслух предупредить о грозящей опасности. Общество же в целом, искусственно погруженное в холод и мрак и стремительно скатывавшееся в бездну нищеты и апатии, еще долго не могло осознать, что их прежние любимцы, спекулятивно и самовольно присвоившие себе обязывающее имя “армянское общенациональное движение”, просто предали и оплевали и движение, и саму нацию и позволяют себе говорить вещи, прежде немыслимые в устах армянина.
Между тем “пробные шары” Левона Тер-Петросяна в виде отдельных заявлений типа “национальная идеология — ложная категория” стали постепенно обретать “плоть и кровь”: расширялся круг идеологов АОД (скрытых и явных), воспитывались молодые кадры, открывались “научные” центры, газеты с откровенно антиармянской направленностью. Весь этот процесс ассоциировался с именем президента Левона Тер-Петросяна и нескольких его сподвижников вроде Ктрича Сардаряна и Ашота Блеяна, однако изначально было ясно, что эта антиармянская деятельность имеет своего внешнего вдохновителя и заказчика.
Мы, конечно, можем только предполагать, кто именно выступил в качестве конкретного заказчика, но разве так важно чье-то имя? На наш взгляд намного важнее то, что сегодня проповедники идеологии АОД открыто начали действовать (разумеется, не представляясь в качестве аодовцев) и в московской армянской диаспоре, не без основания полагаясь на политическую наивность и неискушенность местных армян. Не случайно Левон Тер-Петросян публично называл нас “бананоедами” (“банан-утогх-айер”) и ядовито улыбался, когда в Москве армяне чуть ли не целовали ему руки.
Нам теперь надо усвоить еще одну неприятную истину: национальные изменники теперь рядом с нами и у них очень большой опыт в демагогии.
Давид Балаян
Он так и не понял...
В двух номерах ереванской русскоязычной газеты “Голос Армении” по поводу армяно-турецкой «комиссии по примирению» рассуждал один из армянских участников этой комиссии, член президиума “Союза армян России” Андраник Мигранян (5 и 7 февраля с.г.).
“Я не хочу никого обижать и хотел бы быть правильно понятым, - читаем мы в этой газете. - Но в комментариях по поводу комиссии поражает провинциализм, ограниченность - партийная, интеллектуальная, политическая, неспособность подняться до постановки и обсуждения вопросов беспристрастно и несколько отстраненно по отношению к проблеме, не имеющей ни партийной, ни региональной принадлежности. По сути дела, проблема, связанная с современным существованием армянского государства и народа на исторической родине, превращена в некое поле для «тренинга» людей, не способных оглянуться ни вправо, ни влево, ни тем более заглянуть за горизонт, что особенно бросалось в глаза в зарубежной армянской прессе”.
Судя по интервью, г-н Мигранян так и не понял (или делает вид, что не понял) причин озабоченности армянского общества внезапным появлением комиссии, неизвестно кем и для чего созданной.
Огульно обвиняя противников комиссии, а это по существу весь армянский мир, г-н Мигранян демонстрирует не только полное пренебрежение к ним, но и полное непонимание армянского национального мышления, его отношения к Геноциду, по существу ставит его в зависимость от политической и иной конъюнктуры. Не понимает он и миссии независимой прессы, хотя недавно стал членом еще и российской “Комиссии по свободе прессы”.
Позиция независимых СМИ армянской диаспоры по национальным вопросам намного шире, чем это представляется главному идеологу “Союза армян России” - организации, которая, в частности, проявляет прямо-таки патологическую ненависть к “Юсисапайлу”.
Надо отметить, что сегодня многие антикочаряновские силы, готовые сотрудничать с кем угодно ради общей цели - завоевания власти, не идут на это сотрудничество с аодовцами или стесняются вслух заявить о нем. Они прекрасно понимают, что аодовцы были и навсегда останутся национальными изгоями. В этом и состоит секрет того, почему проадовские СМИ приветствовали создание комиссии, что само по себе уже вполне красноречивый факт. С другой стороны, появление в составе комиссии лидера АОД г-на Арзуманяна для всего армянского мира было достаточным, чтобы незамедлительно и безоговорочно отвергнуть все попытки оправдать идею комиссии. Тем более, что в ее составе не оказалось (естественно, не случайно) ни одного армянина, способного хоть как-то уравновесить присутствие в ней г-на Арзуманяна. Не являлся таковым и сам г-н Мигранян, хорошо нам известный своей деятельностью в рамках проадовского “Союза армян России”.
СУД В ПРЕДДВЕРИИ СЪЕЗДА
Начиная с мая прошлого года, в различные инстанции бесконечным потоком идут письма-заявления, подписанные Главой Новонахичеванской и Российской епархии сначала иеромонахом, затем вардапетом, а теперь уже и епископом Езрасом Нерсесяном. Он жалуется на московских армян, посмевших без его разрешения создать свое религиозное объединение, и требует отменить регистрацию оного.
Все наводненные этими заявлениями инстанции терпеливо разъясняют жалобщику, явно при этом не поспевая за его головокружительным восхождении в церковной табели о рангах, что нет никаких причин нарушать конституционные права верующих армян Москвы и что отсутствие разрешения от него и от его венценосного брата не может быть основанием для ликвидации вполне законно зарегистрированной организации московских армян.
И тогда они прибегли к помощи юристов-сектантов, известных своей “успешной” борьбой с христианскими церквями. Сведущие люди говорят, что это целый синдикат со своими людьми во всех сферах, но их услуги стоят безумно дорого.
Дело тут же сдвинулось с мертвой точки: оказывается, требование епископа Езраса о ликвидации религиозной общественной организации московских армян абсолютно обоснованно, так как по закону не могут существовать две организации с одинаковыми названиями. Ибо, по утверждению юристов-сектантов, название “Объединение Армянских Апостольских Церквей города Москвы” полностью и слово в слово совпадает с названием “Новонахичеванская и Российская епархия” (!?); поэтому первое (хоть и зарегистрировано раньше второго) следует ликвидировать.
Все нормальные и адекватные люди, попытавшиеся разъяснить абсурдность этой, мягко говоря, странной аргументировки, быстро убедились в том, что никто их даже не хочет слушать: с невиданной прытью закрутился судебный механизм, а “езрасовцы” довольно потирали руки и говорили нечто о бесполезности сопротивления и каких-то трехстах тысячах зелененьких.
На этом фоне 21 февраля и начался этот суд, который, конечно же, войдет в историю нации и ее церкви как самая позорная страница, ибо, как не крути, получается, что священнослужитель судится со своим народом.
Прекрасно это понимая, “армяне”, так давно добивавшиеся вожделенного для них судного дня, просто побоялись на него явиться, перепоручив все своим помощникам-сектантам. А вот представители “Объединения Армянских Апостольских Церквей города Москвы” (от них присутствовало примерно 30 человек) заикнулись было о том, чтобы дело рассматривалось коллегиально (о sancta simplicita-”о, святая наивность!”). Адвокат-сектант сильно перепугался, но судья поспешила его успокоить: “я все решу самолично”.
Тогда “Объединение” представило ходатайство об отсрочке на месяц для поисков квалифицированных юристов (конечно, не сектантов), чему в свое время помешала болезнь Главы Объединения архиепископа Тирана Кюрегяна, перенесшего тяжелую операцию.
Следующее заседание суда назначено на 10 часов 22 марта.
Кстати, в этот же день в Москве соберется съезд Союза армян России. Не исключено, что суд постарается, так сказать, преподнести “трудовой” подарок съезду САРа, главный идеолог которого публично заявил: “мы добились моральной победы над архиепископом Тираном (имеется в виду его увольнение с должности - Б.Г.), теперь надо добиваться победы юридической”.
Напомним, что предыдущий съезд Союза армян России состоялся 18 июня 2000 года и тогда в президиуме съезда были архиепископ Тиран и председатель Совета Московской армянской общины Норайр Теванян (см. фото).
Теперь они не нужны олигарху, который 3 марта объявил, что на съезде будет принято решение о создании... Союза армян мира.
Но ведь это уже было: ау, Серж, где ты!
Баграт Гевондян
КАМО ГРЯДЕШИ, ЭЧМИАДЗИН?
(Перепечатывается из газеты «Armenian Reporter» со значительными сокращениями)
Не успев освободиться от диктата советской власти, Св. Эчмиадзин попал под новый пресс, ибо по всему видно, что новый католикос собирается править единолично. Его самоуверенность поддерживается неимоверной финансовой помощью со стороны руководительницы Всемирного Армянского благотворительного фонда, с которой он связан давно и с которой, видимо, разделяет общие взгляды на стиль управления и на отношения с конкретными людьми.
Особенно они оба терпеть не могли духовного пастыря московских армян.
Катастрофа в Российской епархии является примером того, что может натворить несбалансированность подходов. Католикос в одночасье уволил главу епархии и назначил на его место собственного брата. Когда Глава епархии потребовал соблюдения церковных законов, католикос посто-напросто лишил его сана. В результате, московская епархия вышла из подчинения католикосу и лишенный сана глава епархии возглавляет автономную церковь, которая следует идеологии и богослужению Армянской церкви. Кажется, верующие епархии не имеют возражений и продолжают поддерживать своего духовного пастыря. Быть не в состоянии или не желать прибегнуть к установленной процедуре при увольнении прослужившего 17 лет (на самом деле 25 лет - Ред.) главы епархии, даже если и были веские причины увольнения, - это говорит о том, что в Эчмиадзине начались процессы, вызывающие серьезное беспокойство. Лишение сана за то, что священнослужитель просил соблюдения установленной процедуры, - это тоже вызывает беспокойство. Замена его собственным братом при отсутствии выборного процесса - это уже изумляет.
Решение московской проблемы может обойтись очень дорого нашей церкви. Католикос явно не собирается ни с кем советываться, кроме Луиз-Симон, и вызывает открытое возмущение остальных иерархов. Стамбульский патриарх Месроп Мутафян открыто критикует нежелание католикоса консультироваться при принятии далеко идущих решений. Мутафян особенно подчеркивает следующие моменты: а) каждая часть церкви важна и заслуживает уважения; б) пост Верховного Патриарха не предполагает абсолютной власти; в) в церкви должны быть диалоги, дебаты и согласие.
Может ли католикос подвергнуть той же участи и архиепископа Хажака Парсамяна? Не надо исключать этого. В 1999 году собрание представителей Восточноамериканской епархии осудило недостойные манипуляции в отношении выборов католкоса. Более того, 30 епископов со всего мира выступили публично по этому поводу. Человек, которого правительство Армении протаскивало на эту должность, был также и кандидатом руководительницы и совета директоров Армянского всеобщего благотворительного союза (АВБС). В результате мы имеем личного католикоса АВБС; дейсвительно, если дашнаки имеют своего католикоса в Антилиасе, почему АВБС не может себе позволить того же самого?
Кстати, Луиз-Симон всегда демонстрировала тот же стиль управления, который мы видим сейчас в исполнении католикоса:
- абсолютный контроль над финансами, в том числе неучитываемыми;
- нулевую терпимость при возражениях;
- формирование бессловесных советов - сугубо для показухи;
- вся организация следует личной философии и позиций одного большого босса.
К сожалению, все это свидетельствует о том, что и Хажак находится в опасности. Во-первых, в свое время он пошел против воли босса. Во вторых, католикос нетерпим к оппозиции и соперничеству - тому свидетельство московское дело.
Кто знает, может брат католикоса будет назначен главой нью-йоркской епархии. Если его окончательно изгонят из Москвы, почему бы ему не дать самую благополучную и денежную епархию в мире? Если даже не брату, то почему бы не Овнану Тертеряну - он такой хороший друг! Или епископу Парену Аветикяну: он имеет несомненные заслуги - в 1982 не дал осуществиться решению об объединении двух епархий.
Но эффект будет еще хуже, чем в Москве.
***
Из всех армянских диаспор мира американская община является на сегодня наиболее разделенной на группы и блоки. Каждая из этих групп достаточно сильна и самодостаточна, поэтому такая разобщенность может продолжаться бесконечно долго. Соперничество трех национальных партий здесь сопровождается весьма серьезным соперничеством двух католикосатов, начавшимся с убийства архиепископа Дурьяна прямо на алтаре церкви. Вместо того, чтобы находить пути примирения, Верховный Патриарх, по существу, подливает масла в огонь. Так, с его согласия мероприятия в Америке по празднованию 1700-ой годовщины принятия Арменией христианства в качестве государственной религии совпали по срокам с благословением Святого Мирро в Антилиасе. Прибыв в США, католикос велел исключить прелатов Антилиаса из списка приглашенных на празднование юбилея Армянской церкви. Не приглашая прелатства участвовать в празднованиях, Верховный Патриарх буквально сказал доброй половине армян Северной Америки, что они не существуют.
Католикос Всех Армян занят практической работой по строительству и реконструкции церквей, и в этом он вполне эффективен. Но одновременно он отчуждает людей от Эчмиадзина своей авторитарной политикой кумовства и высокомерием к верующим. Следуя курсом АВБС последних десяти лет Эчмиадзин, вероятно, окажется изолированным еще раз. Но сейчас он не сможет скрываться позади Железного занавеса или завесы мистики. На этот раз все будет на виду и нация даст должную оценку всему сейчас происходящему.
В новостном блоке:
3 марта в Эчмиадзине прошла специальная служба, посвященная 160-летию со дня рождения видного национального благотворителя Александра Манташяна. Меценатская деятельность этого крупного бакинского нефтепромышленника запечатлелась в народной памяти церковью Святого Ованнеса в Париже, зданием Нерсисяновской школы в Тбилиси, резиденцией католикоса в Святом Эчмиадзине и т.д. Александр Манташян оставил о себе память и в Москве, где на его деньги построены ипподром, комплекс Боткинской больницы и другие здания.
2 марта начал свою работу Армянский дискуссионный клуб “Миабанутюн”. Впервые в Москве стала функционировать армянская общественная структура, которая строит свою работу исключительно на базе национального языка. Клуб работает по субботам в 16 часов на адресу: Ленинградское шоссе, дом 106, кафе-клуб “Куку”. Проезд: станция метро “Речной вокзал” (головной вагон от центра), одна остановка на троллейбусе № 58 (см. схему). Телефон для справок: 232-31-01.
6 марта известный кинорежисер Артур Шахбазян приступил к производству на студии имени Саввы Кулиша документальной киноленты о московских армянах. Фильм, который снимается по заказу Правительства Москвы, имеет рабочее название “Северное Сияние”.
9 марта кинорежисер Артур Шахбазян выступил в дискуссионном клубе «Миабанутюн».
16 февраля состоялся очередной съезд Конгресса национальных объединений России “КНОР”. Делегаты съезда избрали новым президентом этой структуры Вардана Мушегяна, который в свое время был вице-президентом Армянской Ассамблеи Сержа Джилавяна, а сейчас является членом Совета Московской армянской общины.
Продолжение следует
Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,